Среда, 01.05.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 10 образовательной программы

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

 

  • неправильное определение понятия, замена существенной характери-стики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерно-сти, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существен-ным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным ма-териалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

 

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

 

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрица-тельно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

 

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

 

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществля-ется после наводящих вопросов;

 

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Система оценки МОУ Великодворской НОШ ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адек-

 

ватной и конструктивной самооценке.

 

1.3.7.Итоговая оценка выпускника

 

На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

  • речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

 

  • коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, мате-матике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

 

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

 

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»),  а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

 

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующем уровне образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафикси-ровано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

  1. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования.

 

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

 

Педагогический совет образовательной организации на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующий уровень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений обучающегося и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых на федеральном уровне.

 

Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
  • определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

 

  • даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения.

 

  • Оценка результатов деятельности образовательной организации начального общего образования проводится на основе результатов итоговойоценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:
  • результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
  • условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

 

  • особенностей контингента обучающихся.

 

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данной образовательной организации.

В случае если для проведения итоговых работ используется единый, централизо-ванно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой оценки деятельности образовательной организации начального общего образования явля-

 

ется регулярный мониторинг результатов выполнения итоговых работ.

 

2.      СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся при получении начального общего образования.

 

В ответ на изменения, происходящие в нашем быстро меняющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Не случайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к об-разовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Умение учиться – это способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе. Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают личности не только готовность и способность самостоятельно учиться, но и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапред-метных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

 

Задачи программы:

  1. установить ценностные ориентиры начального образования;
  2. определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

 

  1. выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательной деятельности и жизненно важных ситуациях.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментально-го ядра содержания.

Теоретико-методологической основой разработки программы является культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психо-логов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования включает:

 

  1. ценностные ориентиры начального общего образования;

 

  1. понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

 

2.1.3.описание возможностей содержания различных учебных предметов для формирования универсальных учебных действий;

 

  1. условия организации образовательной деятельности по освоению обучающимися содержания учебных предметов с целью развития универсальных учебных действий;

 

2.1.5.особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности

 

2.1.6.условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию.

 

  1. методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

 

  1. планируемые результаты сформированности  УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Представим разделы программы в соответствии с УМК «Школа России».

 

2.1.1.  Ценностные ориентиры начального общего образования

 

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
    • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
    • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

 

  • отказ от деления на «своих» и «чужих»;

 

  • уважение истории и культуры каждого народа.
  1. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества:
    • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
    • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

 

  1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

 

  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

  1. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
    • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
    • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
  2. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • развитие готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

 

  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ содержания образования, формируемые на уровне начального общего образования.

 

Ценность мира — 1)как общего дома для всех жителей Земли;

 

  1. как    мирового    сообщества,    представленного    разными

 

национальностями;

                                 3) как принципа жизни наЗемле.

 

Ценность человеческой жизни- как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

 

Дар слова —как возможность получать знания,общаться.

 

Ценность природы —осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

 

Ценность семьи как общности родных и близких людей,в которой передаются язык,культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра —как проявление высших человеческих способностейлюбви,сострадания и милосердия.

 

Ценность познания мира —ценность научного знания,разума,осуществление стремления человека к постижению истины.

 

Ценность красоты как совершенства,гармонии,приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

 

Ценность труда и творчества —как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

 

Ценность свободы выбора —как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

 

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека ,выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

 

Выпускник начальной школы это:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

 

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий вы-сказать свое мнение;

 

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и ок-ружающих.

 

В УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

 

2.1.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

 

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательной организации.

 

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

 

Понятие «универсальные учебные действия»

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этой деятельности, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 

Функции универсальных учебных действий:

 

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения зна-ний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

 

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех уровней образовательной деятельности; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания.

 

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

 

Виды универсальных учебных действий

 

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные  универсальные  учебные  действия  обеспечивают  ценностно-

 

смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

 

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

 

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимсяумение организовывать свою учебную деятельность.

 

К ним относятся:

 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

 

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 

  • прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 

  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

 

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, 

логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:​

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

 

  • использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

 

  • структурирование знаний;

 

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

 

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие разных текстов художественного, научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Особую  группу  общеучебных   универсальных  действий   составляют   знаково-

символические действия:

 

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, опреде-ляющих данную предметную.

 

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
  • восполнением недостающих компонентов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    • подведение под понятие, выведение следствий;

 

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

 

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

 

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальнуюкомпетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотруд-ничество со сверстниками и взрослыми.

 

К коммуникативным действиям относятся:

 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информа-

ции;

 

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 

  • управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;

 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии

 

  • задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отно-шением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

 

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

 

 

 

 

 

 

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по  УМК «Школа России».

Продолжение образовательной программы на странице 11

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0