1.3.4.Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в ФГОС НОО, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний —важнейшая составляющая предметных результатов.В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия,
факты, методы. На уровне начального общего образования к опорной системе знаний отнесён понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.
Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данном уровне образования, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) —втораяважная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами — с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.
Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательная деятельность ориентирована на достижение планируемых результатов.
К предметным действиям следует отнести также действия, которые присущи главным образом только конкретному предмету и овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, с использованием средств релевантных содержанию учебных предметов, в том чис-ле на основе метапредметных действий.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежу-точного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний дан-ного учебного курса.
- учебной деятельности для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме нако-пительной оценки.
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация |
- устный опрос; |
|
|
- письменная самостоятельная работа; |
|
|
- |
диктант; |
|
- |
контрольное списывание; |
|
- |
тесты; |
|
- графическая работа; |
|
|
- изложение; |
|
|
- сочинение; |
|
|
- доклад; |
|
|
- творческая работа; |
|
|
- диагностическая работа |
|
|
|
|
Итоговая аттестация |
- контрольная работа; |
|
|
- диктант; |
|
|
- изложение; |
|
|
- проверка осознанного чтения; |
|
|
-комплексная срезовая работа; |
|
|
-диагностическая работа |
1.3.5. Портфель достижений.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений. Накопительная сис-тема Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики инди-видуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельно-стью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаи-вать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
1.3.5.1.Примерная структура Портфеля достижений:
- Раздел «Знакомьтесь: это – я» (фотография, сведения о себе, о семье, родо-словное древо, чем я люблю заниматься, …)
- Раздел «Я ученик» (первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты –мой класс, мой первый учитель, распорядок дня, я читаю)
- Мои оценки.
- «Коллектор» (правила поведения в школе, законы жизни в классе, перечень
литературы для самостоятельного и семейного чтения, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы в группе, и т.д.).
- Раздел «Рабочие материалы» (вкладываются диагностические и проверочные работы по предметам)
- Раздел «Мои достижения» (лучшие работы, по мнению самого ученика, грамоты за участие в праздниках, мероприятиях, в соревнованиях, конкурсах, небольшие тексты о личных достижениях, материалы, продукты проектной работы или фотографии, и т.д.)
Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректиро-вать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выстав-ления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, спо-соба действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отби-рая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредмет-ные действия.
Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет оче-виднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие рабо-ты ребёнка.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстри-ровала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Формами представления образовательных результатов являются:
- табель успеваемости по предметам;
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, фор-мулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфель достижений;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих дина-мику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы началь-ного общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
- МОУ Великодворской НОШ используются следующие формы оценки:
- Безотметочное обучение – 1 класс,
- Пятибалльная система (2-4 классы по всем предметам)
- Накопительная система оценки – Портфель достижений(1-4)
1.3.6. Нормы оценок по основным предметам УМК
Нормы оценивания по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и
про себя); умение выразительно читать и |
пересказывать |
текст, учить наизусть стихо- |
||||
творение, прозаическое произведение. При |
проверке умения |
пересказывать текст |
||||
произведения особое внимание уделяется |
правильности |
|
передачи |
основного |
||
содержания |
текста, последовательности |
и |
полноте |
развития |
сюжета, выра- |
|
зительности при характеристике образов. Кроме |
техники |
чтения, учитель контро- |
||||
лирует и собственно читательскую деятельность школьника: |
умение ориентироваться |
|||||
в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен дет-ских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и
т.п.). |
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
и |
читательская |
деятельность |
в разных классах начальной школы имеет спе- |
|||
цифические особенности. |
Если |
в первом классе чтение выступает объектом усвоения |
|||||
(осваиваются способы |
чтения, |
ведется работа над пониманием прочитанных |
|||||
слов, |
предложений и |
небольших |
текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно ста- |
||||
новится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение |
соот- |
||||||
ношения |
чтения про себя и вслух. |
Кроме того, в первом |
классе основное |
учеб- |
|||
ное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения |
навыками быстрого осоз- |
нанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осоз-нание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложе-
ний, |
соблюдение |
пауз, отделяющих |
одни |
предложение |
от |
другого; |
|||||||||
- во |
втором |
классе |
проверяется |
сформированность |
умения |
читать целы- |
|||||||||
ми словами |
и |
словосочетаниями; |
осознание |
общего смысла |
содержания прочи- |
||||||||||
танного текста, умение использовать |
паузы, |
соответствующие знакам препинания, |
|||||||||||||
интонации, |
|
передающие |
|
характерные |
|
особенности |
|
героев; |
|||||||
- в третьем |
классе |
наряду с |
проверкой |
сформированности умения читать целыми |
|||||||||||
словами |
основными |
задачами |
контроля |
являются |
достижение |
осмысления |
|||||||||
прочитанного |
текста, |
|
проверка |
выразительности |
чтения подготовленного |
текста |
|||||||||
прозаических |
произведений |
и |
стихотворений; |
использование |
основных |
средств |
|||||||||
выразительности: |
|
пауз, |
логических |
ударений, |
интонационного |
рисунка; |
|||||||||
- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и
синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элемен-тарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классы |
Входной контроль |
1 полугодие |
2 полугодие |
1 |
- |
- |
25-35 |
2 |
30-40 |
35-45 |
45-50 |
3 |
50-60 |
55-65 |
65-70 |
4 |
70-80 |
75-85 |
90 и более |
Нормы техники чтения вслух (слов/мин.)
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
-неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного со-держания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель-ность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Це-лесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки по-нимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
2-й класс.
Оценка «5»ставится ученику,если он:
- понимает содержание прочитанного , отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.
- читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику,если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочиты-вает целиком;
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при со-блюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые не-точности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, допускает при чтении единичные ошибки, легко исправля-ет их сам.
Оценка «3» ставится ученику,если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
- читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не со-блюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправ-ляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка «2» ставится ученику в том случае,если он:
- читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испыты-вает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс.
Оценка «5» ставится ученику,если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слого-вой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
- твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4»ставится ученику,если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие); -допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части,
нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка «3» ставится ученику,если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, переста-новка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последо-вательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учи-теля, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
- Оценка «2» ставится ученику,если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.
Оценка «5» ставится ученику,если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительно-сти (1 полугодие);
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного про-изношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику,если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полуго-дие);
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полуго-дие),
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, со-ставляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику,если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие); передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику,если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает боль-шое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитан-ное ( 1полугодие),
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования,чем причтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чте-ния ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
Нормы оценок по русскому языку
Продолжение образовательной программы на странице 9