Понедельник, 28.07.2025, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 8 образовательной программы

1.3.4.Оценка предметных результатов

 

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

 

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

 

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в ФГОС НОО, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

 

Система предметных знаний —важнейшая составляющая предметных результатов.В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

 

К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия,

факты, методы. На уровне начального общего образования к опорной системе знаний отнесён понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

 

Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данном уровне образования, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

 

При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.

 

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

 

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) —втораяважная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами — с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательная деятельность ориентирована на достижение планируемых результатов.

К предметным действиям следует отнести также действия, которые присущи главным образом только конкретному предмету и овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, с использованием средств релевантных содержанию учебных предметов, в том чис-ле на основе метапредметных действий.

  • качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

 

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежу-точного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний дан-ного учебного курса.

 

  • учебной деятельности для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме нако-пительной оценки.

 

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

 

Текущая аттестация

- устный опрос;

 

- письменная самостоятельная работа;

 

-

диктант;

 

-

контрольное списывание;

 

-

тесты;

 

- графическая работа;

 

- изложение;

 

- сочинение;

 

- доклад;

 

- творческая работа;

 

- диагностическая  работа

 

 

Итоговая  аттестация

- контрольная работа;

 

- диктант;

 

- изложение;

 

- проверка осознанного чтения;

 

-комплексная срезовая работа;

 

-диагностическая работа

 

1.3.5. Портфель достижений.

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений. Накопительная сис-тема Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики инди-видуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельно-стью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаи-вать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

 

1.3.5.1.Примерная структура Портфеля достижений:

 

  1. Раздел «Знакомьтесь: это – я» (фотография, сведения о себе, о семье, родо-словное древо, чем я люблю заниматься, …)
  2. Раздел «Я ученик» (первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты –мой класс, мой первый учитель, распорядок дня, я читаю)
  3. Мои оценки.
  4. «Коллектор» (правила поведения в школе, законы жизни в классе, перечень

 

литературы для самостоятельного и семейного чтения, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы в группе, и т.д.).

  1. Раздел «Рабочие материалы» (вкладываются диагностические и проверочные работы по предметам)

 

  1. Раздел «Мои достижения» (лучшие работы, по мнению самого ученика, грамоты за участие в праздниках, мероприятиях, в соревнованиях, конкурсах, небольшие тексты о личных достижениях, материалы, продукты проектной работы или фотографии, и т.д.)

 

Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректиро-вать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выстав-ления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, спо-соба действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отби-рая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредмет-ные действия.

 

Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет оче-виднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие рабо-ты ребёнка.

 

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

 

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстри-ровала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

 

Формами представления образовательных результатов являются:

  • табель успеваемости по предметам;
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, фор-мулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

 

  • портфель достижений;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих дина-мику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

 

Критериями оценивания являются:

 

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы началь-ного общего образования ФГОС;

 

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

 

  • МОУ Великодворской НОШ используются следующие формы оценки:

 

  1. Безотметочное обучение – 1 класс,
  2. Пятибалльная система (2-4 классы по всем предметам)
  1. Накопительная система оценки – Портфель достижений(1-4)

 

 

1.3.6. Нормы оценок по основным предметам УМК

 

Нормы оценивания по  литературному чтению

 

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и

 

про себя);   умение выразительно читать и

пересказывать

текст, учить наизусть стихо-

творение, прозаическое произведение. При

проверке   умения

пересказывать   текст

произведения особое внимание уделяется

правильности

 

передачи

основного

содержания

текста, последовательности

и

полноте

развития

сюжета, выра-

зительности при характеристике образов. Кроме

техники

чтения,   учитель    контро-

лирует   и  собственно читательскую деятельность  школьника:

умение ориентироваться

             

в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен дет-ских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и

 

т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

Чтение

и

читательская

деятельность

в разных классах начальной школы имеет спе-

цифические  особенности.

Если

в первом классе чтение выступает объектом усвоения

(осваиваются    способы

чтения,

ведется    работа    над   пониманием прочитанных

слов,

предложений  и

небольших

текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно ста-

новится общеучебным умением. Одним из показателей этого является  изменение

соот-

ношения

чтения  про  себя  и  вслух.

Кроме  того, в первом

классе основное

учеб-

ное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения

навыками быстрого осоз-

 

нанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осоз-нание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложе-

 

ний,

соблюдение

пауз,   отделяющих

одни

предложение

от

другого;

-  во

втором

классе

проверяется

сформированность

умения

читать  целы-

ми словами

и

словосочетаниями;

осознание

общего    смысла

содержания прочи-

танного   текста,   умение  использовать

паузы,

соответствующие  знакам препинания,

интонации,

 

передающие

 

характерные

 

особенности

 

героев;

- в третьем

классе

наряду  с

проверкой

сформированности умения читать целыми

словами

основными

задачами

контроля

являются

достижение

осмысления

прочитанного

текста,

 

проверка

выразительности

чтения   подготовленного

текста

прозаических

произведений

и

стихотворений;

использование

основных

средств

выразительности:

 

пауз,

логических

ударений,

интонационного

рисунка;

                               

-  в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и

 

синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элемен-тарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

-

25-35

2

30-40

35-45

45-50

3

50-60

55-65

65-70

4

70-80

75-85

90 и более

 

 

Нормы техники чтения вслух (слов/мин.)

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

 

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

 

  • неправильная постановка ударений (более двух);

 

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

 

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного;

 

-неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного со-держания прочитанного;

 

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

 

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

 

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

 

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель-ность при передаче характера персонажа.

 

Особенности организации контроля по чтению

 

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Це-лесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

 

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

 

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки по-нимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

2-й класс.

 

Оценка «5»ставится ученику,если он:

- понимает содержание прочитанного , отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.

 

- читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;

 -верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;

 

  • умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику,если он:

  • понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочиты-вает целиком;

 

  • допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при со-блюдении интонации конца предложения;

 

  • правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые не-точности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

 

  • знает наизусть стихотворение, допускает при чтении единичные ошибки, легко исправля-ет их сам.

 

Оценка «3» ставится ученику,если он:

  • осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
  • читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
  • читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);

 

  • допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не со-блюдает паузы между словами и предложениями;

 

  • пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправ-ляет их только с помощью учителя;

 

  • знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка «2» ставится ученику в том случае,если он:

 

  • читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;

 

  • при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испыты-вает большие трудности в усвоении программы начальных классов).

 

3-й класс.

Оценка «5» ставится ученику,если он:

 

  • понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слого-вой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):

 

  • читает целыми словами (2полугодие);
  • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

 

  • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

 

  • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
  • твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4»ставится ученику,если он:

 

  • читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие); -допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части,

 

нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

  • правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

 

  • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

 

Оценка «3» ставится ученику,если он:

  • читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

 

  • переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, переста-новка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

 

  • последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последо-вательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учи-теля, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
  • Оценка «2» ставится ученику,если он:

 

  • читает монотонно, по слогам (1полугодие);
  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
  • допускает более 6 ошибок;

 

  • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

 

  • при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

 

4-й класс.

Оценка «5» ставится ученику,если он:

  • читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительно-сти (1 полугодие);
  • читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного про-изношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
  • полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

 

  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

 

  • знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику,если он:

 

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полуго-дие);
  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полуго-дие),
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, со-ставляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

 

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику,если он:

 

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);

 

  • читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие); передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.

 

  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

 

Оценка «2» ставится ученику,если он:

 

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает боль-шое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитан-ное ( 1полугодие),
  • не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);

 

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

 

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

 

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования,чем причтении без предварительной подготовки.

 

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чте-ния ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.

 

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.

 

Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.

Нормы оценок по русскому языку

 

Продолжение образовательной программы на странице 9

 

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0