Среда, 01.05.2024, 17:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 16 образовательной программы

2.1.2.8. Музыка

 

1 класс Мир музыкальных звуков

 

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии.

 

Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инстру-ментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей испол-нения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведе-ний с имитацией звуков окружающего мира.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игрыдетей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.

 

Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и об-работок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских ки-нофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певче-ского дыхания.

 

Ритм – движение жизни

 

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Зву-

 

чащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длитель-ностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».

Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкаль-ным произведениям.

 

Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, коло-кольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (при-меры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формиро-вание устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения силь-ной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в ка-честве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритми-ческие аккомпанементы к пройденным песням.

 

Мелодия – царица музыки

 

Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Инто-нация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства ме-лодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания.

 

Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Сим-фония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).

 

Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.

Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации му-зыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкаль-ного предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).

 

Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.

 

Музыкальные краски

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания.Приме-ры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».

Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного ха­ рактера. «Создаем образ»:пластическое интонирование музыкального образа с примене-нием «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характе-ра.

 

Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хо-

ровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.

Игры-драматизации.Театрализация небольших инструментальных пьес контрастноголадового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

 

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

 

Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую ос­ нову. Песня,танец,марш в музыкальном материале для прослушивания и пения(в томчисле, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Дви-гательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и марше-вых движений.

Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к пе­ сенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня,танец,марш в музыкальном мате-

 

риале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.

 

Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двига­ тельная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе прой-денного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.

 

Музыкальная азбука или где живут ноты

Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиату-рой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и

клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамиче-ские оттенки (форте, пиано).

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Ос-

 

воение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с форте-пианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зри-тельно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика распо-ложения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.

Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания:определение динамики и динамических оттенков.Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движе-ние мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием зна-ков – линии, стрелки и т.д.).

Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучиваниеи исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по но-там.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Первые навыки игрыпо нотам.

 

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое со-ревнование.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьныхмероприятиях.

 

Командные состязания:викторины на основе изученного музыкального материала;рит-мические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».

 

Развитие навыка импровизации,импровизация на элементарных музыкальных инстру-ментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровиза-ция-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмиче-ских рисунков.

 

Музыкально-театрализованное представление

 

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении му-зыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание ска-зок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представ-лениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных но-меров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального кол-лектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

 

2 класс Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

 

Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг кален-дарных праздников

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкально-игровая деятельность.Повторение и инсценирование народных песен,пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: на-родные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Гал-ка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (ви-ды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).

Игра на народных инструментах.Знакомство с ритмической партитурой.Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одно-классников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «на-родному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.

Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов.Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ан-самбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).

 

Широка страна моя родная

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов на-шей страны. Гимн Российской Федерации.

 

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообра-зие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы.Применение знаний о способах и приемах выразительногопения.

Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенно­ стей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией.Примеры:М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с ор-кестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).

 

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) дви-жением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для орке-стра элементарных инструментов.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Развитие приемов иг-

 

ры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движе-ние; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.

 

Музыкальное время и его особенности

 

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Вось-

 

мые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.

 

Ритмические игры. Ритмические«паззлы»,ритмическая эстафета,ритмическое эхо,про-стые ритмические каноны.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Чтение простейшихритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной

группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.

 

Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообраз-

 

ным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных ме-лодий по нотам.

 

Музыкальная грамота

 

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Чтение нотной записи.Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен.Пе-ние простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.

 

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игрыи тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй ок-тав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, димину-эндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.

 

Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.

 

Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкаль-ном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хо-ровых произведений

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатноесопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием ин-тервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.

 

«Музыкальный конструктор»

 

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные фор-мы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бет-ховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Слушание музыкальных произведений.Восприятие точной и вариативной повторностив музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (приме-ры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес впростой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном му-зицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контраст-ных образов.

 

Сочинение простейших мелодий.Сочинение мелодий по пройденным мелодическиммоделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эста-фета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.

 

Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах.Примеры:В.А.Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.

 

Жанровое разнообразие в музыке

 

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструмен-тальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музы-кальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кули-сами театра). Балет, опера.

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности,формирующихпризнаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостако-вича и др.).

 

Пластическое интонирование:передача в движении характерных жанровых признаковразличных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моде-лирование метроритма («рисуем музыку»).

 

Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама,балет,опера).Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элемен-тарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мульт-фильмов и др.

Исполнение песен кантиленного,маршевого и танцевального характера.Примеры:А.Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различ-ных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным ме-лодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных ин-струментов.

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое со-ревнование.

 

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международ-ный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концерт-ных программ.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьныхмероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

 

Подготовка концертных программ,включающих произведения для хорового и инстру-ментального (либо совместного) музицирования.

 

Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фести-валях, конкурсах и т.д.

 

Командные состязания:викторины на основе изученного музыкального материала;рит-мические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложнен-ных ритмоформул.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации.Импровизация на элементарных музыкальных инструментах,ин-струментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанемен-тов и мелодико-ритмических рисунков.

 

Музыкально-театрализованное представление

 

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во вто-ром классе.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении му-зыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы прове-дения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровиза-

ии. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в раз-работке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и де-кораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

 

3 класс Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

 

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской дея-тельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представ-лений в процессе работы над творческим проектом.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Разработка плана организации музыкального проекта«Сочиняем сказку»с участиемобучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.

 

Создание информационного сопровождения проекта (афиша,презентация,пригласи-

тельные билеты и т.д.).

 

Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе ра-боты над целостным музыкально-театральным проектом.

 

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.Разучиваниеоркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Разви-тие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

 

Работа над метроритмом.Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровожде-нии музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых парти-тур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включе-ние в оркестр партии синтезатора).

 

Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».

 

Широка страна моя родная

 

Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольк-лоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблево-го, хорового пения. Элементы двухголосия.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; зву-чание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.

 

Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные,хороводные,плясо-вые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле.Исполнение на народных инструмен-

 

тах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инстру-менты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произве-дениям, а также простейших наигрышей.

 

Игры-драматизации.Разыгрывание народных песен по ролям.Театрализация небольшихинструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

Хоровая планета

 

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, дет-ские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов:Академического ансамбляпесни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.

 

Совершенствование хорового исполнения:развитие основных хоровых навыков,эмо-

 

ционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового ре-пертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с эле-ментами двухголосия.

 

Мир оркестра

 

Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инст-румента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой орке-

 

стровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллек-тивов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фраг-ментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, ги-тара и др.) и оркестра.

 

Музыкальная викторина «Угадай инструмент».Викторина-соревнование на определе-ние тембра различных инструментов и оркестровых групп.

 

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле.Исполнение инструментальных ми-

ниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.

 

Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования.Начальныенавыки пения под фонограмму.

 

Музыкальная грамота

 

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нот хоровых и оркестровых партий.

 

Освоение новых элементов музыкальной грамоты:интервалы в пределах октавы,ма-жорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использо-ванием ручных знаков.

 

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне,ксилофоне,син-тезаторе.

 

Музыкально-игровая деятельность:двигательные,ритмические и мелодические кано-ны-эстафеты в коллективном музицировании.

 

Сочинение ритмических рисунков в форме рондо(с повторяющимся рефреном),в про-стой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с исполь-зованием интервалов и трезвучий.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с ис-

 

пользованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.

Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам;исполнение по нотам оркестровыхпартитур различных составов.

 

Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, уз-навание пройденных интервалов и трезвучий.

 

Формы и жанры в музыке

 

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Опреде-ление соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гро-ша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Приме-ры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элемен-тами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.

 

Музыкально-игровая деятельность.Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).

 

Исполнение хоровых произведений в форме рондо.Инструментальный аккомпанемент сприменением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

 

Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жан-рах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.

 

Я – артист

 

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое со-ревнование.

 

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международ-ный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календа-ря и другие), подготовка концертных программ.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьныхмероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

 

Подготовка концертных программ,включающих произведения для хорового и инстру-ментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.

 

Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фести-валях, конкурсах и т.д.

 

Командные состязания:викторины на основе изученного музыкального материала;рит-мические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложнен-ных ритмоформул.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах,ин-струментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.

 

Музыкально-театрализованное представление

 

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в треть-ем классе.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении му-зыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием

пройденного хорового и инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Ро-дина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концер-тов.Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музы-кально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

 

4 класс Песни народов мира

 

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жан-ровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

 

Содержание обучения по видам деятельности:

 

Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия,ритмиче-ских особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, кон-траст).

 

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками(синкопа,пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Исполнение оркест-

 

ровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация рав-ными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ан-самблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.

 

Музыкальная грамота

 

Продолжение образовательной программы на странице 17

 

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0