Страница 20 образовательной программы2.3.9.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьни-ков обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, на-чальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражда-нина России.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат –это те духовно-нравственные приобретения,кото-рые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект –это последствие результата,то,к чему привело достижение результата.Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые дейст-вия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетент-ности, идентичности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распреде-ляются по трем уровням.
Первый уровень результатов –приобретение школьником социальных знаний(обобщественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и по-вседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образова-нии) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсе-дневного опыта.
Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и по-зитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, приро-да, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в це-лом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, на-чинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов –получение школьником опыта самостоятельногообщественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный чело-век действительно становится (а не просто узнает о том,как стать) социальным деяте-лем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за преде-лами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть по-следовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского кол-лектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспита-тельных результатов.Последовательное восхождение от результатов первого к результа-там второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей–формирование у школьников коммуника-тивной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной иден-тичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и дру-гих аспектах.
Оценка результатов.
Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторга-ясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов.Иными словами,оцениватьможно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников. Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оце-нить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы вы-брали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как на-до») здесь является то, что подобные работы:
ку, мнение.
Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения.Избежать лицемерия и втор-
жения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
Приложение 1
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341) Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс, 1 раз в полугодие) Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Вопросы для беседы: Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (2 класс, 1 раз в полугодие) Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оцениваетсяпо 3-х бальнойшкале:
Методика «Закончи историю» (3 класс, 1 раз в полугодие) Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развитияМетодика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов, 1 раз в полугодие (по Р.Р.Калининой) Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Для 4-го класса – 1 раз в полугодие. Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). Для 4-го класса – 1 раз в полугодие. Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь?Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. Для 3-4 классов – 1 раз в полугодие
Анкета-опросник «Настоящий друг» Для 1-4 классов – 1 раз в год (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» –0 баллов. Сложите полученные очки. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить. От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» Для 3-4 класса – 1 раз в год (ЛаврентьеваЛ.И.,ЕринаЭ.Г.,ЦацинскаяЛ.И.Нравственноевоспитаниев начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр.118) Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Продолжение образовательной программы на странице 21 |
Меню сайтаПоискДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |