Среда, 01.05.2024, 22:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 20 образовательной программы

2.3.9.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьни-ков обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, на-чальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражда-нина России.

 

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

 

Воспитательный результат –это те духовно-нравственные приобретения,кото-рые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

 

Эффект –это последствие результата,то,к чему привело достижение результата.Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые дейст-вия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетент-ности, идентичности.

 

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распреде-ляются по трем уровням.

 

Первый уровень результатов –приобретение школьником социальных знаний(обобщественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и по-вседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образова-нии) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсе-дневного опыта.

 

Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и по-зитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, приро-да, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в це-лом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, на-чинает их ценить (или отвергает).

 

Третий уровень результатов –получение школьником опыта самостоятельногообщественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный чело-век действительно становится (а не просто узнает о том,как стать) социальным деяте-лем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за преде-лами школы, в открытой общественной среде.

 

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть по-следовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

 

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком

первого уровня результатов.

 

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского кол-лектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспита-тельных результатов.Последовательное восхождение от результатов первого к результа-там второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу

у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

 

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей–формирование у школьников коммуника-тивной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной иден-тичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и дру-гих аспектах.

 

Оценка результатов.

 

Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторга-ясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только непер­сонифицированную диагностику личностных результатов.Иными словами,оцениватьможно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников.

Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оце-нить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы вы-брали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как на-до») здесь является то, что подобные работы:

 

  • либо не подписываются учениками;

 

  • либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оцен-

 

ку, мнение.

 

Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюде­ния, рефлексии по результатам конкретного поведения.Избежать лицемерия и втор-

 

жения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:

  • оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;
  • оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фик-сируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;
  • допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

 

 

 

 

Направление

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и нацио-нальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

1. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению.

2. Учащиеся имеют элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

3. Учащиеся имеют первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

4. Учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, пат-риотической позиции.

5. Учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

6. Учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Формирование нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к разви-тию духовности

1. Учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

2. Учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

3. Учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

4. Учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать к человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

5. Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

6. Учащиеся знают традиции своей семьи и школы, бережно относятся к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлен-ность и настойчивость, бережливость; трудолюбие

1. Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях.

3. Учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.

4. Учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.

5. Учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

6. Учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное нервно-психическое и социально-психологическое

1. У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

1. Учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2. Учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3. У учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

4. У учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творче-стве и искусстве

1. Учащиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

2. Учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

3. У учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.

4. Учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в школе и семье.

 

 

 

Приложение 1

 

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс, 1 раз в полугодие)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (2 класс, 1 раз в полугодие)

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оцениваетсяпо 3-х бальнойшкале:

  1. балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственномпонятии;
  2. балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое иполное;
  3. балла – если сформировано полное и четкоепредставление.

Методика «Закончи историю» (3 класс, 1 раз в полугодие)

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

 

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов, 1 раз в полугодие (по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

  1. балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакциинеадекватны.
  2. балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выраженыслабо.
  3. балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции ит.д.

 

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Для 4-го класса – 1 раз в полугодие.

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

  1. балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакциинеадекватны.
  2. балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
  3. балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

 

Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Для 4-го класса – 1 раз в полугодие.

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь?Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

 

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. Для 3-4 классов – 1 раз в полугодие

  • Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  • Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  • Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  • Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  • Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…
  • Если бы я был на месте учителя,я…
  • Обработка результатов по вышеуказаннойшкале.
  • Незаконченные предложения, или моё отношение клюдям.
  • Отношение кдрузьям
  • Думаю, что настоящий друг…
  • Не люблю людей, которые…
  • Больше всего люблю тех людей, которые…
  • Когда меня нет, мои друзья…
  • Я хотел бы, чтобы мои друзья…
  • Отношение ксемье
  • Моя семья обращается со мной как…
  • когда я был маленьким, моя семья…
  • Чувствовины
  • Сделал бы все, чтобы забыть…
  • Моей самой большой ошибкой было…
  • Если ты совершаешь дурной поступок, то…
  • Отношение ксебе
  • Если все против меня…
  • Думаю, что я достаточно способен…
  • Я хотел бы быть похожим на тех, кто…
  • Наибольших успехов я достигаю, когда…
  • Больше всего я ценю…
  • (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРДЛТД», 1997, с.37)

 

Анкета-опросник «Настоящий друг» Для 1-4 классов – 1 раз в год

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

  1. Делится новостями о своихуспехах.
  2. Оказывает эмоциональнуюподдержку.
  3. Добровольно помогает в случаенужды.
  4. Стремиться, чтобы другу было приятно в егообществе.
  5. Не завидуетдругу.
  6. Защищает друга в егоотсутствие.
  7. Терпим к остальным друзьям своегодруга.
  8. Хранит доверенные емутайны.
  9. Не критикует другапублично.
  10. Не ревнует друга к остальнымлюдям.
  11. Стремится не бытьназойливым.
  12. Не поучает, как нужножить.
  13. Уважает внутренний мирдруга.
  14. Не использует доверенную тайну в своихцелях.
  15. Не стремиться переделать друга по своемуобразцу.
  16. Не предает в труднуюминуту.
  17. Доверяет свои самые сокровенныемысли.
  18. Понимает состояние и настроениедруга.
  19. Уверен в своемдруге.
  20. Искренен вобщении.
  21. Первым прощает ошибкидруга.
  22. Радуется успехам и достижениямдруга.
  23. Не забывает поздравитьдруга.
  24. Помнит о друге, когда того нетрядом.
  25. Может сказать другу то, чтодумает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» –0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» Для 3-4 класса – 1 раз в год (ЛаврентьеваЛ.И.,ЕринаЭ.Г.,ЦацинскаяЛ.И.Нравственноевоспитаниев начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр.118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, черезтоварищей)?
  2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился подногами»?
  3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не наместе?
  4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев,сестер?
  5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
  6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую- нибудь работу «от себя», по своейинициативе?
  7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусноевзрослым?
  8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишьс кислым и недовольнымлицом)?
  9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в ихразговор?
  10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знакивнимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

 

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

Продолжение образовательной программы на странице 21

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0