Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса являются требования ФГОС НОО, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, а также соответствующие методические рекомендации, в том числе:
- письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобранауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательныхучреждений»;
- перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;
- аналогичные Перечни, утверждённые региональными нормативными актами и локальными актами образовательного учреждения, разработанными с учётом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении.
Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы
№ п/п |
Требования ФГОС, нормативных и локальных актов |
Необходимо/ имеются в наличии |
1 |
Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников |
имеются |
2 |
Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством |
имеются |
4 |
Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности кабинеты |
имеются |
Компоненты оснащения |
Необходимое оборудование и оснащение1 |
Необходимо/ имеется в наличии |
1. Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета начальной школы |
1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты: положение о рабочей группе по введению и реализации ФГОС НОО, положение о Совете, рабочей программе учителя в соответствии с ФГОС НОО |
имеется |
|
имеются |
|
|
имеются |
|
1.2.5. Учебно-практическое оборудование |
имеются |
|
1.2.6. Оборудование (мебель) |
имеется |
|
2. Компоненты оснащения методического кабинета начальной школы |
2.1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные акты. |
имеются |
|
2.2. Документация ОУ |
имеется |
2.3. Комплекты диагностических материалов |
имеются |
|
|
2.4.Электронные базы данных |
необходимо |
|
2.5. Материально-техническое оснащение |
имеется |
Учебные кабинеты – 1
Кабинетов технологии– 1
Спортзал – 1
Кабинет ОБЖ– 1
Кабинет неурочной деятельности - 1
Функционируют: теплосистема, центральное водоснабжение, система электроснабжения.
Учебные кабинеты оборудованы рабочими местами для обучающихся, рабочим местом учителя, мебель подобрана в соответствии с ростом учащихся. 6 компьютерных единиц используются в учебном процессе, . 2 точки имеют выход в интернет, 3 единицы множительной техники. Рабочие места обеспечены регулируемыми стульями.
Оборудование учебных кабинетов соответствует требованиям и позволяет реализовывать заявленные образовательные программы.
Информационно-методические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями ФГОС НОО информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно- телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Создаваемая в образовательном учреждении ИОС строится всоответствии со следующей иерархией:
- единая информационно-образовательная среда страны;
- единая информационно-образовательная среда региона;
- информационно-образовательная среда образовательногоучреждения;
- предметная информационно-образовательнаясреда;
- информационно-образовательная средаУМК;
- информационно-образовательная среда компонентов УМК;
- информационно-образовательная среда элементов УМК.
Основными элементами ИОС являются:
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
- информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
- информационно-образовательные ресурсы Интернета;
- прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (делопроизводство, кадры и т.д.).
Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:
- в учебной деятельности;
- во внеурочной деятельности;
- в исследовательской и проектной деятельности;
- при измерении, контроле и оценке результатов образования;
- в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органамиуправления.
Учебно-методическое информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательнойдеятельности;
- ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстовогоредактора;
- записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка,сканирование);
- создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.), специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольныхлиний;
- организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучиваниявидеосообщений;
- выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
- вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);
- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;
- поиска и полученияинформации;
- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковыхсистемах);
- создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализаданных;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов иявлений;
- исполнениямузыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетическихсинтезаторов;
- художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ- инструментов;
- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами;программирования;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерныхтренажёров;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательногоучреждения;
- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованиемИКТ;
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов,результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельностиобучающихся;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением.
В ОУ имеются следующие технические средства обеспечения образовательного процессаиоборудование
Наименование |
Единицы измерения |
Наличие компьютерной базы |
|
Количество персональных ЭВМ (показывается количество всех имеющихся ПК), учитывая ноутбуки |
6 |
из них: ноутбуков |
15 |
- используются в учебных целях (показывается количество ПК из всех имеющихся, которые используются в учебных целях) |
4 |
Количество мультимедийных проекторов |
1 |
Количество документкамер |
1 |
Подключено ли учреждение к сети Интернет (да, нет) |
да |
тип подключения: модем, выделенная линия, спутниковое |
выделенная линия |
Количество персональных ЭВМ, подключённых к сети Интернет (ед.) |
2 |
Наличие в учреждении электронной почты (да, нет) |
да |
Имеет ли учреждение собственный сайт в сети Интернет (да, нет) |
да |
Дополнительное оборудование |
|
Наличие аудио и видеотехники (указать наименование, количест- во): фотоаппарат цифровой телевизоры ЖКс DVDприводом музыкальный центр акустическая система |
1 1 1 |
Множительная и копировальная техника (указать наименование, количество): принтер |
3 |
Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением информационно- коммуникационных технологий.
Направление |
Информационное обеспечение |
Планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения |
Тематическое и поурочное планирование, учебники, методическая литература, комплекты программно-прикладных средств, ресурсы сети Интернет |
Фиксация хода образовательного процесса, размещение учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности учащихся |
Фиксация в классных журналах, дневниках учащихся, дистанционное обучение с использованием образовательных порталов и сайтов учителей |
Обеспечение доступа, в том числе в Интернете, к размещаемой информации для участников образовательного процесса (включая семьи учащихся), методических служб, органов управления образованием |
Развитие сайта школы |
взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. |
Наличие электронной почты школы, доступ ко всем сайтам, осуществляющим управление в сфере образования (федеральный, областной, муниципальный), учительским и учебным сайтам с целью получения ДО и участия в конкурсах различного уровня |
Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся) |
Наличие необходимого программного оборудования и установка его на всех школьных компьютерах |
Для эффективного информационного обеспечения реализации ООП НОО в ОУ частично сформирована информационная среда образовательного учреждения, предоставляющая возможностидля:
- планирования образовательного процесса с использованием ИКТ;
- размещения и сохранения материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов (в том числена сайтешколы);
- фиксации хода образовательного процесса и результатов освоения ООП (в том числена сайте школы);
- контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам сети интернет;
- управления образовательным процессом в школе с использованием ИКТ;
- перехода на систему цифровой отчетности ОУ, обеспечивающей прозрачность и публичность результатов их образовательнойдеятельности;
- обеспечения прозрачности образовательного процесса для родителей и общества (информация на сайте школы).
Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
Направление мероприятий |
Мероприятия |
Сроки реализации |
I. Нормативное обеспечение введения ФГОС |
1. Наличие решения органа государственно- общественного управления (совета школы) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО |
2015 |
2. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы образовательного учреждения |
2015 |
|
3. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения |
2015 |
|
4. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС |
постоянно |
|
5. Приведение должностных инструкций работников образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками |
2015 |
|
6. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования |
ежегодно |
|
7. Разработка: образовательных программ (индивидуальных и др.); учебного плана; рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей; годового календарного учебного графика; |
ежегодно |
|
II. Финансовое обеспечение введения ФГОС |
1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования |
2015 |
2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования |
2015 |
|
3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками |
ежегодно и при изменениях |
|
III. Организа- ционное обеспечение введения ФГОС |
1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС начального общего образования |
2015 |
2. Разработка модели организации образовательного процесса |
2015 |
|
3. Разработка и реализация моделей взаимодействия учреждения общего образования и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности |
ежегодно |
|
4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности |
постоянно |
|
5. Привлечение органов государственно- общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования |
2015-2017 |
|
|
||
IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС |
1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС начального общего образования |
ежегодно |
2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС |
ежегодно |
|
3. Разработка (корректировка) плана научно- методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования |
ежегодно |
|
V. Информаци- онное обеспечение введения ФГОС |
1. Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС начального общего образования |
постоянно |
2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты |
постоянно |
|
3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования |
постоянно |
|
4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения ФГОС начального общего образования |
2015-2019 |
|
5. Обеспечение публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС |
ежегодно |
|
6.Разработка рекомендацийдля педагогических работников: -по организации внеурочной деятельности обучающихся; -по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов;
|
постоянно |
|
VI. Материально- техническое обеспечение введения ФГОС |
1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС начального общего образования |
ежегодно |
2. Обеспечение соответствия материально- технической базы ОУ требованиям ФГОС |
постоянно |
|
3. Обеспечение соответствия санитарно- гигиенических условий требованиям ФГОС: |
постоянно |
|
4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения |
постоянно |
|
5. Обеспечение соответствия информационно- образовательной среды требованиям ФГОС: |
постоянно |
|
6. Обеспечение укомплектованности библиотечно- информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами: |
постоянно |
|
7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных |
постоянно |
|
8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет |
постоянно |
Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:
- назначение ответственных за подпрограммы: формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового образа жизни, реализации общественного договора;
- организация информирования родителей о программе;
- создание системы оценки результатов освоения образовательной программы;
- подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета, Управляющего советашколы.
Обеспечение условий реализации образовательной программы
Условия реализации программы |
Действия по созданию условий реализации программы |
|
администрации школы |
педагогического коллектива |
|
Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
1.Формирование нового образовательного пространства начальной школы
4.Создание в школе информационно-справочного центра с доступом к интернет-ресурсам, ориентированным на внедрение ФГОС в начальной школе.
9. Подготовка плана методического сопровождения реализации основной образовательной программы начальной школы, соответствующей ФГОС |
1.Участие в работе семинаров по изучению требований новых ФГОС, участие в курсовой подготовке по проблематике ФГОС, лаборатории по освоению деятельностного подхода . 2.Выбор УМК, соответствующего ФГОС. 3. Посещение тренингов с целью переосмысления собственной профессиональной позиции в соответствии с новыми ФГОС. 4.Самообразование в области развития компетенций, необходимых для реализации ФГОС 5.Подготовка календарно-тематического планирования на основе выбранных программ и УМК, рабочих программ внеучебной деятельности. |
Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы начального общего образования |
1.Изменение режима функционирования школы на первой ступени образования в связи с необходимостью организации внеучебной деятельности. 2 Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ. 3. Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе, стимулирующих надбавок и доплат. |
1.Реализация взаимодействия учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования, осуществляющих внеучебную деятельность на первой ступени общего образования. |
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования |
1.Определение потребности в дополнительных педагогических кадрах. 2. Привлечение в ОУ педагогов дополнительного образования 3.Подбор для будущих 1-х классов педагогических кадров, способных к реализации требований ФГОС. |
1.Работа с родителями по разъяснению им требований новых ФГОС 2.Изучение образовательных запросов родителей и детей. |
Реализация вариативной модели учебного плана, предполагающего включение в него часов внеучебной деятельности (5 направлений, до 10 часов) |
Подготовка двух вариантов учебного плана. Первый вариант: режим организации занятий 1-х классов с часами внеучебной деятельности. Второй вариант: сохранение групп продленного дня с изменением их формы организации, предполагающей реализацию часов внеучебной деятельности. |
1.Педагогическая поддержка в выборе направлений развития ребенка. 2.Организация учащихся в рамках реализации внеучебной деятельности в соответствии с апробируемым вариантом учебного плана. |
Методическое сопровождение реализации основной образовательной программы начального общего образования |
1. Проведение педагогического совета по теме «Деятельностно-компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов». 2.Разработка методических рекомендаций по освоению нового образовательного пространства начальной школы, соответствующего требованиям ФГОС. |
«Деятельностно-компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов».
|
Обеспечение материально- технического оснащения в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования |
1.Продолжение работы по обеспечению учителя современными техническими средствами обучения, необходимыми для реализации ФГОС.
|
1. Овладение приемами использования в образовательном процессе современных технических средств обучения. 2.Возобновление работы по паспортизации учебных кабинетов начальной школы
|
Условные сокращения
Продолжение образовательной программы на странице 27