Страница 23 образовательной программы
3.
|
Дети с нарушениями зрения (слабовидящие дети)
|
- основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, ритмов, интервалов);
- развитие психики имеет свои спе-цифические особенности;
- процесс формирования движений задержан;
- затруднена оценка пространственных признаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве);
- тенденция к повышенному развитию памяти (проявляется субъек-тивно и объективно);
- своеобразие внимания (слуховое концентрированное внимание);
- обострённое осязание – следствие иного, чем у зрячих использования руки (палец никогда не научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой);
- особенности эмоционально-волевой сферы (чувство неуверенности и слабости, противоре-чивость эмоций, неадекватность воли;
- индивидуальные особенности ра-ботоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражения зрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда огра-ничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности;
- обеднённость опыта детей и отсутствие за словом конкретных представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишь формально-словесное;
- особенности общения: многие дети не умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника;
- низкий темп чтения и письма;
- быстрый счёт, знание больших по
объёму стихов, умение петь, находчивы в викторинах;
- страх, вызванный неизвестным и не познанным в мире зрячих.
|
1.Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).
2. Наличие технических средств и оборудования, обеспечивающих процесс обучения и воспитания.
3. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего; специальные учебники, книги, рельефно-графические пособия по изучаемым предметам и для проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания.
4. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание и слух – за любой партой).
5. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 мин. у слабовидящих учеников и 10–20 мин. для учеников с глубоким нарушением зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.
6. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом.
8. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только ребёнка с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля.
8. Взаимодействие учителя с психологом, врачом и родителями.
|
4.
|
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (способные к самостоятельному передвижению, с сохранным интеллектом)
|
У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому боль-шинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
|
1.Коррекционная направленность всего процесса обучения.
2. Возможная психолого-педагогическая социализация.
3. Посильная трудовая реабилитация.
4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка.
5. Комплексный характер коррекционно - педагогической работы.
6. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
7. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
8. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка.
|
5.
|
Дети с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми расстройствами, с ошибками воспитания (дети с девиантным
поведением, социально запущенные, из социальнонеблагополучных
семей).
|
- наличие отклоняющегося от нормы поведения;
- имеющиеся нарушения поведения трудно исправляются и корригируются;
- частая смена состояния, эмоций;
- слабое развитие силы воли;
- дети особенно нуждаются в ин-дивидуальном подходе со сторо-ны взрослых и внимании коллек-
тива сверстников.
|
1.Осуществление ежедневного, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности.
2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться его доверия).
3.Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, пока он не усвоил пройденное).
4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
5.Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).
6.Своевременное определение характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей помощи.
7.Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).
8.Ритмичный повтор определённых действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.
9.Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду
отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно.
10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков.
11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий).
12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких детей интеллектуального труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью).
13. Общественно значимый характер деятельности, которая должна занимать большую часть времени. Созидательный труд позволяет снизить пристрастие этих детей к разрушению.
14. Объединение детей в группы и коллектив.
|
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
- неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания без пошаговой инструкции и помощи
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стан-дартных учебных и практических задач;
- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выпол-нения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности ша-гов алгоритма при выполнении задания;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (спосо-ба), сравнить решения по степени рациональности.
Общая характеристика трудностей межличностных отношений
Характер взаимодействий ученика и учителя:
- непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несо-вместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет учителя» - тест для уча-щихся младших классов);
- боязнь критики, негативной оценки;
- отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
- эгоцентричность, неумение общаться;
- повышенная тревожность (по результатам выполнения теста «Цветные шарики»);
- неумение строить совместную деятельность (по результатам выполнения теста «Ру-кавички»);
- заниженная (завышенная) самооценка (по результатам выполнения теста «Лестни-ца», «Семья»);
Этапы реализации программ
Программа коррекционной работы содержит:
1.Перечень и содержание реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
- Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной деятельности;
- Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприя-
тий психолога, логопеда и педагогов в области коррекционной педагогики; 4. Планируемые результаты коррекционной работы.
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов:
· Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета осо-бенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных по-требностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям про-граммно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы органи-зации.
- Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный про-цесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
- Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контроль-но-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных кор-рекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потреб-ностям ребенка.
· Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, мето-дов и приемов работы.
Механизмы реализации программы
Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптималь-но выстроенное взаимодействие специалистов МОУ Великодворской НОШ, обеспечивающее сис-темное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности, и социальное партнерство, предпо-лагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешни-ми ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает: комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квали-фицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ лично-стного и познавательного развития ребенка; составление комплексных индивидуальных
программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, рече-вой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Наи-более распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специа-листов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образова-тельной организации, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомства-ми по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социа-лизации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здо-ровья;
- сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосудар-ственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Планируемые результаты
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Жизненно значимые компетенции
|
Требования к результатам
|
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
|
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адаптив-ными средствами в разных ситуациях.
Понимание того, что пожаловаться и по-просить о помощи при проблемах в жиз-необеспечении – это нормально, и необ-ходимо.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь дос-таточный запас фраз и определений.
Готовность выделять ситуации, когда тре-буется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.
Умение обратиться к взрослым при за-труднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
|
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
|
Стремление к самостоятельности и неза-висимости в быту и помощи другим людям в быту.
Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.
Умение включаться в разнообразные по-вседневные дела.
Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Представления об устройстве школьной жизни.
Умение ориентироваться в пространстве
школы, в расписании занятий.
Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.
Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.
Стремление порадовать близких.
Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника.
|
Овладение навыками коммуникации.
|
Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недо-вольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.
Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
Умение передать свои впечатления, со-ображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей.
Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
|
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.
|
Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и харак-тером данной ситуации.
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.
Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь при-родного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.
Умение устанавливать взаимосвязь обще-ственного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в со-вместную со взрослым исследовательскую деятельность.
|
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
|
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Знание правил поведения в разных соци-альных ситуациях с людьми разного статуса.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации со-циального контакта.
Расширение круга освоенных социальных контактов.
|
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы предусматривает создание в МОУ Великодворской НОШ специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих психологопедагогическое обеспечение, в том числе:
· обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной по-
мощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической ко-миссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направ-ленность учебно-воспитательной деятельности; учет индивидуальных особенно-стей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использо-вание современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специ-альных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребно-сти обучающихся с ОВЗ;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных
на решение задач;
- развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
- использование специальных методов, приемов, средств обучения, специа-лизированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специ-фики нарушения развития ребенка;
- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивиду-альных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранитель-ный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика фи-зических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженно-сти нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в прове-дении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных
- иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нару-шения психического и (или) физического развития.
Программнометодическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррек-ционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий ин-струментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Продолжение образовательной программы на странице 24
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|