Рассмотрено и принято на заседании педсовета Протокол № 1 от 29.08.2016 г. |
Утверждено приказом директора школы № 53 от 29.08.2016 г. ___________(В.И.Коршунова) |
Пояснительная записка к учебному плану
на 2016 - 2017 учебный год
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Великодворской начальной общеобразовательной школы на 2016-2017 учебный год разработан на основе базисного учебного плана для государственных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год и в соответствии с :
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
письмом Министерства образования Московской области от 05.09.2011 № 8350-06о/07 «Об организации образовательного процесса в условиях перехода на новый государственный образовательный стандарт начального общего образования и введении в учебные планы I-XI классов дополнительного третьего часа на преподавание общеобразовательного предмета «Физическая культура»»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 1993);
Приказом Минобразования и науки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897»
Учебный план МОУ Великодворской НОШ является нормативно-правовым актом.
Учебный план определяет перечень и количество часов учебных предметов, обязательных для изучения на уровнях начального общего образования, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится оценивание текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план устанавливает перечень предметов и объём учебного времени, отводимого на выполнение федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
При реализации учебного плана школы используются:
учебники, рекомендуемые к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом предусматривает временные параметры организации учебно-воспитательного процесса:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов;
- продолжительность урока для 1 класса – с целью реализации «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии, постепенного наращивания учебной нагрузки обеспечивается организация адаптационного периода:
- в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый,
- в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый,
- в январе-мае – по 4 урока в день по 45 минут каждый.
Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими играми;
- продолжительность урока в во 2-4 классах 45 минут (пп.10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10);
- домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-3-м – до 1,5 ч., в 4-м - до 2 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30).
- продолжительность учебного года: 1 класс–33 учебные недели, 2-4 классы –34 учебные недели.
Учебный план 1-го,2-го,3-го,4-го классов реализует образовательную программу с учебно-методическим комплексом «Школа России». Он состоит из трёх частей: обязательной, части, формируемой участниками образовательных отношений и внеурочной части.
Учебный план начального общего образования
Первая ступень общего образования - сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.
В 1-4 классах обучение ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).
Учебный план 1-4 классов МОУ Великодворской НОШ ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования по УМК «Школа России».
Содержание начального общего образования обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям Стандарта.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология).
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:
-формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;
-формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
-знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Изучение предмета «Иностранный язык» (в качестве иностранного языка в школе преподаётся английский язык)
направлено на достижение следующих целей:
-формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
-развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.
Изучение предмета «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;
-формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;
-психическое и социальное развитие ребенка.
Особое внимание при изучении предмета «Окружающий мир» необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.
Предметная область «Искусство» изучается в 1 – 4 классах по два часа в неделю по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю). Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изучение предмета «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;
-развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
-овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
-воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
-формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
-возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
В рамках учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
В целях развития познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать речь обучающихся в предметную часть Русский язык и литературное чтение на предмет Русский язык из части, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у учащихся 1-4 классов, обучающихся по ФГОС НОО, будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Особенностью учебного плана является наличие внеурочной деятельности, важной составной части содержания образования, увеличивающей вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. В 2016-2017 учебном году в 1-4 классах выделяется по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Направления учитывают современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья учащихся, к формированию навыка здорового и безопасного образа жизни; направлены на всестороннее развитие личности учащихся школы.
Учебный план начального общего образования
(ФГОС НОО)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
Обязательная часть |
||||||
Филология |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
||
Иностранный язык (английский) |
- |
2 |
2 |
2 |
||
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Основы духовно-нравственной культуры |
Основы религиозных культур и светской этики |
1 |
||||
Искусство |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
ИТОГО: |
20 |
22 |
22 |
22 |
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
21 |
23 |
23 |
23 |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе. |
21 |
23 |
23 |
23 |
Внеурочная деятельность |
10 ч |
10 ч |
10 ч |
10 ч |
Внеурочная деятельность.
Раздел части «Внеурочная деятельность», позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Раздел части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС.
Направления
Классы |
кол. часов |
I |
II |
III |
IV |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
Кружок «Школа безопасности» Секция «Здоровейка» |
2 1 |
||||
Общекультурное |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Клуб «Юные экологи» |
|
||||
Социальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Творческая лаборатория |
|
||||
«Наши руки не для скуки» |
|
||||
Общеинтеллектуальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кружок «Путешествие в мир английского языка» |
|
||||
Духовно-нравственное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кружок «Основы нравственности» |
|
||||
Итого |
|
10 |
10 |
10 |
10 |