Страница 21 образовательной программы
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об ос-новах экологической культуры личности обучающегося, на примере экологически сооб-разного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, зна-ний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляю-щих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достиже-нию планируемых результатов освоения основной образовательной программы начально-го общего образования.
На протяжении работы МОУ Великодворской НОШ, приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья школьников,формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.
Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия;
- факторы риска (наличие большого количества детей с хроническими заболевания-ми), имеющие место в образовательной организации, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здо-ровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отно-шения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельно-сти, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради буду-щего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний.
Структура Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни определена ФГОС НОО и включает:
2.4.1.Цель, задачи и принципы деятельности
Цель программы:создание здоровьесберегающей среды,экологической культуры,спо-собствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, спо-собствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Сохранение и укре-пление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагоги-ка).
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, можно сгруппировать по трем уровням:
- в области формирования личностной культуры:
- сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияни-ям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её ис-пользования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, струк-туре, полезных продуктах;
- научить ребенка составлять, анализировать и контролировать режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- расширять знания и навыки по экологической культуре;
- в области формирования социальной культуры:
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие со-хранять и укреплять здоровье;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные за-болевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимо-стей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влия-нии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азарт-ных играх;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- в области семейной культуры:
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и от-дыха, двигательной активности;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здоро-вого образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым во-просам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового об-раза жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, в программе предусмотрены мероприятия по привлечению родителей к совместной работе по форми-рованию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни.
Основные принципы:
1. Субъект-субъектные взаимоотношения—обучащийся является непосредственным уча-стником здоровьесберегающих и экологических мероприятий и в содержательном, и в про-цессуальном аспектах.
2.Непрерывность и преемственность—успешное решение задач воспитания ЗОЖ и эко-логической культуры возможно только при объединении воспитательных усилий школы, со-циума и родителей.
3. Не навреди!
Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоров-ления и экологического воспитания, научно признанных, проверенными на практике, не нано-сящими вреда.
4. Принцип гуманизма.
Комплексный подход в формировании экологической культуры и культуры здорового образа жизни младших школьников в гимназии осуществляется через учебную и внеучебную дея-тельности, который предоставляет учащимся возможности широкого спектра развития эколо-гического воспитания и культуры здорового образа жизни.
2.4.2. Описание ценностных ориентиров программы
Программа обеспечивает формирование ценностных ориентиров к здоровью и здоровому образу жизни через урочную и внеурочную деятельность, а также систему вне-классной работы с обучающимися, а именно:
- приобретение знаний об экологической культуре, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровь-есбережения, простых элементов спортивной подготовки;
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков личной гигиены, рационального использования природных ресурсов, экологически грамотного питания;
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.
2.4.3.Условия реализации программы
- В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащих-ся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожар-ной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
- Соблюдаются санитарно-гигиенические требования: проветривание, естественное и искусственное освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой ре-жим.
- Созданы условия для качественного проведения уроков физической культуры и спор-тивно-кружковой работы:
- работают большой и малый спортивные залы, бассейн;
- имеется необходимый спортивный инвентарь и спортивное оборудование;
- учителям физической культуры предоставляются медицинские сведения для опреде-ления оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.
1.4. Кабинеты начальных классов обеспечены учебной мебелью в соответствии росто-возрастными особенностям обучающихся.
1.5. Организованно питание буфетной продукцией учащихся.
. Определены категории детей, нуждающих-ся в бесплатном питании.
1.6. Организован двигательный режим (увеличение времени на перемены, динамические паузы на уроках, организация внеклассных спортивных секций).
1.7. В школе созданы условия для практических занятий по правилам дорожного движе-ния.
1.9. В школе функционируют: медицинский кабинет; психологическая служба.
2.0. Школа располагает необходимым учебно-практическим оборудованием, в том числе электронными образовательными ресурсами, позволяющими реализовывать самостоятельную, поисково-исследовательскую деятельность обучающихся, достичь планируемых результатов в экологическом воспитании.
Медицинское обеспечение включает:
- распределение обучающихся по группам здоровья;
- составление списков обучающихся, освобожденных от занятий физической культу-
рой;
- беседы фельдшера ФАП с обучающимися о личной гигиене, вредных привычках;
- профилактические прививки обучающихся и учителей;
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение включает:
- тесное сотрудничество учителей и психолога района с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепле-ние психо-физического здоровья школьников;
- предупреждение конфликтных ситуаций “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, реалиизацию мероприятий, направленных на установление доброжелательных отношений во всем школьном коллективе;
- решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при за-нятиях физкультурой (имеются в виду трудности, связанные с закомплексованностью учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физиче-ском развитии;
2.4.4. Основные направления, формы и методы реализации программы.
2.4.4.1. Формирование экологической культуры младших школьников.
Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться всистеме,с использованием местного краеведческого материала,с учетом преемственности,постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие –активное вовлечение младших школьников в посильныедля них практические дела по охране местных природных ресурсов.
В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культу-ра.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практи-ческих);
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
· культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью пре-вращения экологических знаний, мышления и культуры в повседневную норму поступка.
Цель работы по развитию у детей экологической культуры -формирование ответст-
венности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоро-вье и здоровье других людей, активной и созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает сле-дующие мероприятия:
-экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимыхзнаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благо-получие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его са-мого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.
-экологические воспитательные дела (внеклассная работа по экологии в начальной школе) – конкретная природоохранная деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей быть ответственными за свои поступки;
- формировать культуру поведения в природе;
- обогащать представления об окружающем мире;
- учить детей быть ответственными за своё здоровье.
Развивающие:
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
- способствовать формированию здорового образа жизни.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе осуществляется по следующим направлениям:
- Экологическая пропаганда –разработка лозунгов,плакатов,значков,эмблем,призы-вающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.
- Экологическое просвещение –разработка мероприятий,способствующих распростране-нию знаний о природе и необходимости её охраны.
- Экологическое образование –создание информационных материалов,способствующихобеспечению школьников систематическими знаниями об окружающей среде.
- Эколого-художественная деятельность –разработка и постановка сценариев литератур-но-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять род-ную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.
Используемые формы экологического воспитания:
Познавательное направление
Используемые формы способствуют более глубокому расширению экологических знаний млад-ших школьников во время учебного процесса.
|
Игра.
|
Игра как феномен культуры обучает, развива-ет, социализирует, развлекает, является уни-кальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потен-циала личности ребенка, ученика. Она требует и вызывает у участников инициативу, настой-чивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участни-ками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие.
В экологическом образовании младших школьников используются разнообразные игры экологического содержания: подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, которые развивают творческое мышление, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека.
|
Беседы, наблюдения за объектами природы
|
Учат взаимоотношению с окружающей при-родной средой, культуре поведения в ней. Рас-сматривая конкретные экологические ситуа-ции, ученики рассуждают, находят правильное решение. При рассмотрении этих ситуаций ярко видна важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости за-щиты охраны природы.
Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы:
«Прошлое и настоящее родного края» ;
«Экологические проблемы. Как их решать?» ;
«Животный мир Московской области»;
«Растительный мир Московской области»;
«Береги природу»;
«Красная книга Подмосковья»;
«Помоги птицам»;
«Охраняемые объекты природы».
|
Экскурсии
|
Проводятся экскурсии в национальный парк «Лосиный остров», окрестности Мытищ с це-лью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выяв-ления их особенностей, наблюдений за изме-нениями в природе, сбора гербария, сбора ли-стьев, шишек, корней, сучков для различных поделок из природного материала.
|
Творческие задания
|
Дети получают задания по группам с учетом творческих способностей: одной группе уче-ников надо написать мини-сочинение на тему, другой – нарисовать рисунок на тему, третьей – придумать памятки-инструкции о поведении на природе
|
Познавательно - развлекательное направление ставит целью знакомство учащихся с компо-нентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в теат-рализованной форме.
|
Познавательно-практическое направление основывается на изучении растительного и живот-ного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами.
|
Посадка деревьев и цветов, озеленение клас-са, подкормка птиц
|
Способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
|
Природоохранительные акции и экологиче-ские проекты
|
Это социально значимые, комплексные меро-приятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим обще-ственное значение, поэтому они имеют широ-кий резонанс, большое воспитательное воздей-ствие на детей, служат эффективной экологи-ческой пропагандой.
|
Исследовательское направление нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмыс-ление действий. Проектно-исследовательская деятельность способствует повышению уровня осознания экологических проблем современности, организации охраны природы в городе и его окрестностях. Происходит повышение интереса к экологическим проблемам, к социально-экологической активности школьников. Школьники начинают осознанно соблюдать правила поведения в природе, окружающей среде, что способствует повышению уровня экологического самоконтроля личности.
|
Проведение опытов
|
Способствует развитию мышления, анализу полученных результатов.
|
Создание проектов
|
Получение информации на основе наблюде-ний, исследовательской и практической дея-тельности детей в природе и с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуж-дают к действиям, в которых проявляется гра-жданская позиция по отношению к окружаю-щей среде.
|
При формировании экологической культуры в учебной деятельности уделяется особое внимание межпредметным связям.
На уроках математики при изучении темы «Решение задач»используются задачи,со-держащие экологическую информацию краеведческого характера. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными дейст-виями используются задания экологического содержания.
Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответствен-ного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционально-го и интеллектуального начал. При изучении русского языка в начальных классах прово-дится работа по развитию речи. Учащимся предлагаются следующие задания экологиче-ского содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса - береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную те-му; написать сочинение. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуж-дение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др.. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в приро-де, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту приро-ды, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детейумение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» длясебя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой.
В учебный материал уроков окружающего мира включен материал экологического содержания, связанный с краеведением.
Формирование экологической культуры на уроках физического воспитания происходит через:
- включение в занятия физических упражнений, подвижных игр экологического со-держания;
- участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
- участие в экологических праздниках.
- Формирование здорового образа жизни младших школьников.
I. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебной деятельности, снижения функцио-нального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нор-мального чередования труда и отдыха.
1. Организация образовательной деятельности с учетом гигиенических норм и тре бований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки:
- оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно че-редовать учебную деятельность и отдых:
- 1 классы – 33 учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти;
- 2 – 4 классы – 34 учебных недель, разбитых на 4 периода;
- пятидневный режим обучения;
- «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебной деятельности в сентябре-октябре в 1 классах;
- использование безотметочного обучения для снятия психологического напряжения в 1 классе;
- рациональный объём домашних заданий во 2-4 классах (1 классы без домашних заданий);
- составление расписания с учётом динамики умственной работоспособности в тече-ние дня и недели;
- введение внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
- применение ИКТ с учётом требований СанПиН.
2. Использование в учебной деятельности педагогами школы технологий, методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучаю
щихся.
Применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивает гигиенически оптимальные условия образовательной деятельности. От правильной организации урока,уровня его ра-циональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока (по Н.К.Смирнову).
Приемы оптимальной организации учебной деятельности и физической активности школьников:
- задавание вопросов как показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявление и тренировка познавательной активности; показатель адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
- использование каналов восприятия: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Знание этих характеристик детей позволят учителю излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
- учет зоны работоспособности учащихся.
Работоспособность зависит от возрастных особенностей детей.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока
|
Время
|
Нагрузка
|
Деятельность
|
1-й этап
Врабатывание.
|
5 мин.
|
Относительно невелика.
|
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.
|
2-й этап.
Максимальная работо-способность.
|
20-25 мин.
|
Максимальное снижение на 15-й мин.
|
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
|
3-й этап.
Конечный порыв.
|
10-15 мин.
|
Небольшое повышение работоспособности.
|
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.
|
Организация двигательного режима:
· использование физкультминуток или упражнений – энергизаторов.
Энергизаторы предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергиякласса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включёнными в работу;
- проведение кинезиологических упражнений - наиболее эффективное средство, бла-готворно влияющее не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей;
- применение пальчиковой гимнастики на уроках в начальной школе;
- организация подвижной (динамической) перемены (20 минут).
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся проводится через изучение и использование в своей работе:
- игротерапии;
- музыкотерапии;
- цветотерапии;
- психотерапии;
- профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динами-ческих пауз.
Разработка совместно с медицинскими работниками методических рекомендаций для учителей по выполнению упражнений:
- для профилактики нарушения зрения;
- для активизации работы мышц глаз;
- дыхательные упражнения.
Включение в уроки образовательного цикла элементов валеологического образования.
- на уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков ис-пользуются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности;
- на уроках математики решаются задачи валеологической направленности. В процес-се решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоро-вья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию дей-ствия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здоро-вого образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школь-ника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью;
- на уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья». Курс окру-жающего мира является интегрированным. В него включены разделы по изучению основ безопасности жизнедеятельности: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопас-ности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», ПДД.
Обучающиеся в практической деятельности учатся:
- измерять температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соот-нести её с нормами;
- правильно организовать свой режим дня;
- выполнять необходимые правила личной гигиены;
- оберегать себя от простудных заболеваний;
- знакомятся с процедурой закаливания.
- на уроках физической культуры учащиеся получают сведения об оздоровительном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме;
- на уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на
учебных занятиях.
Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответ-ствии со спецификой изучаемых предметов):
- режим дня;
- правильная посадка за партой;
- личная гигиена, уход за телом;
- уход за зубами;
- закаливание;
- двигательная активность;
- рациональный отдых;
- предупреждение простудных заболеваний;
- физический труд и здоровье;
- как сохранить хорошее зрение;
- предупреждение травм и несчастных случаев;
- общее понятие об организме человек;
- чем человек отличается от животного;
- роль витаминов для роста и развития человека.
Основные методы работы на уроке:
- театрализация;
- импровизация;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- тренинг;
Формирование навыков культуры здорового и безопасного образа жизни во вне урочной деятельности:
- активное участие в спортивных мероприятиях и акциях по сохранению здоровья;
- беседы, занятия: - профилактика ПАВ. Мотивация на здоровый образ жизни;
- профилактика хронических неинфекционных заболеваний:
- личная гигиена;
- режим дня;
Основные формы работы во внеурочной деятельности
- совместные мероприятия с социальными партнёрами;
- конкурсы;
- семейные праздники;
- практические и учебные игры;
- викторины;
- заочные путешествия;
- экскурсии;
- проекты;
- утренники;
- занимательные беседы;
- оздоровительные минутки;
- встречи с инспектором ГИБДД и т.д.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы
Продолжение образовательной программы на странице 22
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|