Четверг, 02.05.2024, 01:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 21 образовательной программы

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Пояснительная записка

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об ос-новах экологической культуры личности обучающегося, на примере экологически сооб-разного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, зна-ний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляю-щих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достиже-нию планируемых результатов освоения основной образовательной программы начально-го общего образования.

            На протяжении работы МОУ Великодворской НОШ, приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья школьников,формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.

Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

 

  • неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия;

 

  • факторы риска (наличие большого количества детей с хроническими заболевания-ми), имеющие место в образовательной организации, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здо-ровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отно-шения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельно-сти, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради буду-щего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний.

 

Структура Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни определена ФГОС НОО и включает:

 

2.4.1.Цель, задачи и принципы  деятельности

 

Цель программы:создание здоровьесберегающей среды,экологической культуры,спо-собствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, спо-собствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Сохранение и укре-пление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагоги-ка).

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, можно сгруппировать по трем уровням:

- в области формирования личностной культуры:

 

  • сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияни-ям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;

 

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

 

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её ис-пользования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

 

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, струк-туре, полезных продуктах;

 

  • научить ребенка составлять, анализировать и контролировать режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • расширять знания и навыки по экологической культуре;

- в области формирования социальной культуры:

 

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие со-хранять и укреплять здоровье;

 

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные за-болевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимо-стей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влия-нии на здоровье;

 

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азарт-ных играх;

 

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

 

  • формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- в области семейной культуры:

 

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и от-дыха, двигательной активности;

 

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здоро-вого образа жизни;

 

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым во-просам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового об-раза жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, в программе предусмотрены мероприятия по привлечению родителей к совместной работе по форми-рованию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни.

Основные принципы:

 

1. Субъект-субъектные взаимоотношения—обучащийся является непосредственным уча-стником здоровьесберегающих и экологических мероприятий и в содержательном, и в про-цессуальном аспектах.

 

2.Непрерывность и преемственность—успешное решение задач воспитания ЗОЖ и эко-логической культуры возможно только при объединении воспитательных усилий школы, со-циума и родителей.

 

3. Не навреди!

 

Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоров-ления и экологического воспитания, научно признанных, проверенными на практике, не нано-сящими вреда.

4. Принцип гуманизма.

 

Комплексный подход в формировании экологической культуры и культуры здорового образа жизни младших школьников в гимназии осуществляется через учебную и внеучебную дея-тельности, который предоставляет учащимся возможности широкого спектра развития эколо-гического воспитания и культуры здорового образа жизни.

 

2.4.2. Описание ценностных ориентиров программы

 

Программа обеспечивает формирование ценностных ориентиров к здоровью и здоровому образу жизни через урочную и внеурочную деятельность, а также систему вне-классной работы с обучающимися, а именно:

 

  • приобретение знаний об экологической культуре, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;

 

  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровь-есбережения, простых элементов спортивной подготовки;

 

  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

 

  • получение навыков личной гигиены, рационального использования природных ресурсов, экологически грамотного питания;

 

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;

 

  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

 

  • понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.

 

2.4.3.Условия реализации программы

 

  1. В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащих-ся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожар-ной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

 

  1. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования: проветривание, естественное и искусственное освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой ре-жим.

 

  1. Созданы условия для качественного проведения уроков физической культуры и спор-тивно-кружковой работы:

 

  • работают большой и малый спортивные залы, бассейн;
  • имеется необходимый спортивный инвентарь и спортивное оборудование;

 

  • учителям физической культуры предоставляются медицинские сведения для опреде-ления оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.

 

1.4. Кабинеты начальных классов обеспечены учебной мебелью в соответствии росто-возрастными особенностям обучающихся.

 

1.5. Организованно питание буфетной продукцией учащихся.

 

. Определены категории детей, нуждающих-ся в бесплатном питании.

 

1.6. Организован двигательный режим (увеличение времени на перемены, динамические паузы на уроках, организация внеклассных спортивных секций).

 

1.7. В школе созданы условия для практических занятий по правилам дорожного движе-ния.

 

1.9. В школе функционируют: медицинский кабинет; психологическая служба.

2.0. Школа располагает необходимым учебно-практическим оборудованием, в том числе электронными образовательными ресурсами, позволяющими реализовывать самостоятельную, поисково-исследовательскую деятельность обучающихся, достичь планируемых результатов в экологическом воспитании.

 

 

Медицинское обеспечение включает:

 

  • распределение обучающихся по группам здоровья;

 

 

  • составление списков обучающихся, освобожденных от занятий физической культу-

рой;

 

  • беседы фельдшера ФАП с обучающимися о личной гигиене, вредных привычках;

 

  • профилактические прививки обучающихся и учителей;

 

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение включает:

 

  • тесное сотрудничество учителей и психолога района с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепле-ние психо-физического здоровья школьников;

 

  • предупреждение конфликтных ситуаций “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, реалиизацию мероприятий, направленных на установление доброжелательных отношений во всем школьном коллективе;

 

  • решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при за-нятиях физкультурой (имеются в виду трудности, связанные с закомплексованностью учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физиче-ском развитии;

 

2.4.4. Основные направления, формы и методы реализации программы.

 2.4.4.1. Формирование экологической культуры младших школьников.

 

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

 

Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться всистеме,с использованием местного краеведческого материала,с учетом преемственности,постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

 

Второе непременное условие –активное вовлечение младших школьников в посильныедля них практические дела по охране местных природных ресурсов.

 

В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культу-ра.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практи-ческих);

 

  • экологическое мышление;

 

  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

   · культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью пре-вращения экологических знаний, мышления и культуры в повседневную норму поступка.

 

Цель работы по развитию у детей экологической культуры -формирование ответст-

 

венности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоро-вье и здоровье других людей, активной и созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает сле-дующие мероприятия:

 

-экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимыхзнаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благо-получие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его са-мого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.

 

-экологические воспитательные дела (внеклассная работа по экологии в начальной школе) – конкретная природоохранная деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • учить детей быть ответственными за свои поступки;
  • формировать культуру поведения в природе;
  • обогащать представления об окружающем мире;
  • учить детей быть ответственными за своё здоровье.

Развивающие:

 

  • способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

 

  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • способствовать формированию здорового образа жизни.

Воспитательные:

 

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

 

  • прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

 

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе осуществляется по следующим направлениям:

 

  1. Экологическая пропаганда –разработка лозунгов,плакатов,значков,эмблем,призы-вающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

 

  1. Экологическое просвещение –разработка мероприятий,способствующих распростране-нию знаний о природе и необходимости её охраны.

 

  1. Экологическое образование –создание информационных материалов,способствующихобеспечению школьников систематическими знаниями об окружающей среде.

 

  1. Эколого-художественная деятельность –разработка и постановка сценариев литератур-но-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять род-ную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

 

Используемые формы экологического воспитания:

 

Познавательное направление

Используемые формы способствуют более глубокому расширению экологических знаний млад-ших школьников во время учебного процесса.

 

Игра.

Игра как феномен культуры обучает, развива-ет, социализирует, развлекает, является уни-кальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потен-циала личности ребенка, ученика. Она требует и вызывает у участников инициативу, настой-чивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участни-ками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие.

В экологическом образовании младших школьников используются разнообразные игры экологического содержания: подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, которые развивают творческое мышление, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека.

Беседы, наблюдения за объектами природы

Учат взаимоотношению с окружающей при-родной средой, культуре поведения в ней. Рас-сматривая конкретные экологические ситуа-ции, ученики рассуждают, находят правильное решение. При рассмотрении этих ситуаций ярко видна важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости за-щиты охраны природы.

Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы:

«Прошлое и настоящее родного края» ;

«Экологические проблемы. Как их решать?» ;

«Животный мир Московской области»;

«Растительный мир Московской области»;

«Береги природу»;

«Красная книга Подмосковья»;

«Помоги птицам»;

«Охраняемые объекты природы».

Экскурсии

Проводятся экскурсии в национальный парк «Лосиный остров», окрестности Мытищ с це-лью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выяв-ления их особенностей, наблюдений за изме-нениями в природе, сбора гербария, сбора ли-стьев, шишек, корней, сучков для различных поделок из природного материала.

Творческие задания

Дети получают задания по группам с учетом творческих способностей: одной группе уче-ников надо написать мини-сочинение на тему, другой – нарисовать рисунок на тему, третьей – придумать памятки-инструкции о поведении на природе

Познавательно - развлекательное направление ставит целью знакомство учащихся с компо-нентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в теат-рализованной форме.

 

Познавательно-практическое направление основывается на изучении растительного и живот-ного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами.

 

Посадка деревьев и цветов, озеленение клас-са, подкормка птиц

Способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Природоохранительные акции и экологиче-ские проекты

Это социально значимые, комплексные меро-приятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим обще-ственное значение, поэтому они имеют широ-кий резонанс, большое воспитательное воздей-ствие на детей, служат эффективной экологи-ческой пропагандой.

Исследовательское направление нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмыс-ление действий. Проектно-исследовательская деятельность способствует повышению уровня осознания экологических проблем современности, организации охраны природы в городе и его окрестностях. Происходит повышение интереса к экологическим проблемам, к социально-экологической активности школьников. Школьники начинают осознанно соблюдать правила поведения в природе, окружающей среде, что способствует повышению уровня экологического самоконтроля личности.

Проведение опытов

Способствует развитию мышления, анализу полученных результатов.

Создание проектов

Получение информации на основе наблюде-ний, исследовательской и практической дея-тельности детей в природе и с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуж-дают к действиям, в которых проявляется гра-жданская позиция по отношению к окружаю-щей среде.

При формировании экологической культуры в учебной деятельности уделяется особое внимание межпредметным связям.

На уроках математики при изучении темы «Решение задач»используются задачи,со-держащие экологическую информацию краеведческого характера. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными дейст-виями используются задания экологического содержания.

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответствен-ного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционально-го и интеллектуального начал. При изучении русского языка в начальных классах прово-дится работа по развитию речи. Учащимся предлагаются следующие задания экологиче-ского содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса - береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную те-му; написать сочинение. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуж-дение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др.. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в приро-де, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту приро-ды, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

 

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детейумение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» длясебя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой.

 

В учебный материал уроков окружающего мира включен материал экологического содержания, связанный с краеведением.

 

Формирование экологической культуры на уроках физического воспитания происходит через:

 

  • включение в занятия физических упражнений, подвижных игр экологического со-держания;

 

  • участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
  • участие в экологических праздниках.

 

  1. Формирование здорового образа жизни младших школьников.

       

I. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебной деятельности, снижения функцио-нального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нор-мального чередования труда и отдыха.

 

1. Организация образовательной деятельности с учетом гигиенических норм и тре­ бований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки:

 

  • оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно че-редовать учебную деятельность и отдых:

 

  • 1 классы – 33 учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти;
  • 2 – 4 классы – 34 учебных недель, разбитых на 4 периода;
  • пятидневный режим обучения;
  • «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебной деятельности в сентябре-октябре в 1 классах;

 

  • использование безотметочного обучения для снятия психологического напряжения в 1 классе;

 

  • рациональный объём домашних заданий во 2-4 классах (1 классы без домашних заданий);
  • составление расписания с учётом динамики умственной работоспособности в тече-ние дня и недели;

 

  • введение внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

 

  • применение ИКТ с учётом требований СанПиН.

 

2. Использование в учебной деятельности педагогами школы технологий, методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучаю­

 

щихся.

 

Применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивает гигиенически оптимальные условия образовательной деятельности. От правильной организации урока,уровня его ра-циональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

 

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока (по Н.К.Смирнову).

 

Приемы оптимальной организации учебной деятельности и физической активности школьников:

 

  • задавание вопросов как показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявление и тренировка познавательной активности; показатель адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

 

  • использование каналов восприятия: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Знание этих характеристик детей позволят учителю излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

 

  • учет зоны работоспособности учащихся.

Работоспособность зависит от возрастных особенностей детей.

 

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

 

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап

Врабатывание.

5 мин.

Относительно невелика.

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-й этап.

Максимальная работо-способность.

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-й этап.

Конечный порыв.

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности.

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

 

Организация двигательного режима:

 

· использование физкультминуток или упражнений – энергизаторов.

 

Энергизаторы предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергиякласса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включёнными в работу;

 

  • проведение кинезиологических упражнений - наиболее эффективное средство, бла-готворно влияющее не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей;

 

  • применение пальчиковой гимнастики на уроках в начальной школе;
  • организация подвижной (динамической) перемены (20 минут).

 

Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся проводится через изучение и использование в своей работе:

 

  • игротерапии;
  • музыкотерапии;
  • цветотерапии;
  • психотерапии;

 

  • дыхательной гимнастики;

 

  • профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динами-ческих пауз.

Разработка совместно с медицинскими работниками методических рекомендаций для учителей по выполнению упражнений:

 

  • для профилактики нарушения зрения;
  • для активизации работы мышц глаз;
  • дыхательные упражнения.

Включение в уроки образовательного цикла элементов валеологического образования.

  • на уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков ис-пользуются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности;
  • на уроках математики решаются задачи валеологической направленности. В процес-се решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоро-вья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию дей-ствия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здоро-вого образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школь-ника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью;
  • на уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья». Курс окру-жающего мира является интегрированным. В него включены разделы по изучению основ безопасности жизнедеятельности: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопас-ности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», ПДД.

Обучающиеся в практической деятельности учатся:

 

  • измерять температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соот-нести её с нормами;

 

  • правильно организовать свой режим дня;
  • выполнять необходимые правила личной гигиены;
  • оберегать себя от простудных заболеваний;
  • знакомятся с процедурой закаливания.

 

  • на уроках физической культуры учащиеся получают сведения об оздоровительном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме;

 

  • на уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на

учебных занятиях.

 

Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответ-ствии со спецификой изучаемых предметов):

 

  • режим дня;
  • правильная посадка за партой;
  • личная гигиена, уход за телом;
  • уход за зубами;
  • закаливание;
  • двигательная активность;

 

  • рациональный отдых;
  • предупреждение простудных заболеваний;
  • физический труд и здоровье;
  • как сохранить хорошее зрение;
  • предупреждение травм и несчастных случаев;
  • общее понятие об организме человек;

 

  • чем человек отличается от животного;
  • роль витаминов для роста и развития человека.

Основные методы работы на уроке:

 

  • театрализация;
  • импровизация;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • тренинг;

 

  • иллюстративный.

 

Формирование навыков культуры здорового и безопасного образа жизни во вне­ урочной деятельности:

  • активное участие в спортивных мероприятиях и акциях по сохранению здоровья;

 

  • беседы, занятия: - профилактика ПАВ. Мотивация на здоровый образ жизни;
  • профилактика хронических неинфекционных заболеваний:
  • личная гигиена;
  • режим дня;

 

  • кальций и твое здоровье.

Основные формы работы во внеурочной деятельности

  • совместные мероприятия с социальными партнёрами;
  • конкурсы;
  • семейные праздники;
  • практические и учебные игры;

 

  • викторины;
  • заочные путешествия;
  • экскурсии;
    • презентации;

 

  • проекты;
  • утренники;
  • занимательные беседы;
  • оздоровительные минутки;
  • встречи с инспектором ГИБДД и т.д.

 

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы

 

Продолжение образовательной программы на странице 22

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0