Среда, 01.05.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 11 образовательной программы

 

 Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по  УМК «Школа России».

 

УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Результат

 

Личностные:

-самоопределение

-смыслообразование

-нравственно-

этическая ориентация

Ценить и принимать ценности «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Ценить и принимать ценности «мир» «настоящий друг».

Ценить и принимать ценности «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Ценить и принимать ценности «народ», «национальность».

Адекватная школьная мотивация.

 

Мотивация достижения.

 

Развитие основ гражданской идентичности.

 

Рефлексивная адекватная самооценка

Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

Уважение к своему народу, к своей родине.

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обы-чаям и традициям дру-гих народов.

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки героев художествен-ных текстов с точки зрения общечелове-ческих норм.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художествен-ных текстов с точки зрения общечеловечес-ких норм.

Оценка жизненных си-туаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных и этиче-ских ценностей.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения ценностей гражданина России.

 

Регулятивные:

 

-целеполагание

 

-планирование

 

-прогнозирование

 

-контроль

 

-коррекция

 

-оценка

 

-саморегуляция

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Самостоятельно орга-низовывать свое рабо-чее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятель-ности.

Самостоятельно орга-низовывать свое рабо-чее место в соответст-вии с целью выполне-ния заданий.

Самостоятельно опре-делять важность или необходимость выпол-нения различных зада-ния в учебной деятель-ности и жизненных си-туациях.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, кор-ректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Овладение всеми типами учебных действий, включая:

- способность принимать и учебную цель и задачу,

 

- планировать ее реализацию,

контролировать и оценивать свои действия,

 

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литера-туру, ИКТ, инструменты и приборы.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизнен-ных ситуациях под руководством учителя.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

 

 

Соотносить выпол-ненное задание с образцом, предложенным учителем.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.

 

 

 

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

 

 

 

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным

 

 

Познавательные:

 

-общеучебные

 

-логические

 

-постановка и

решение проблемы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Планировать свою ра-боту по изучению не-знакомого материала.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их ком-поненты — тексты,таблицы, схемы, экспонаты, модели иллюстрации и др.);

использовать знаково-символические средства;

овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Подробно пересказывать прочитанное или про-слушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

 

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, в учебнике.

Извлекать информа-цию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспо-нат, модель иллюстра-ция и др.)

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

 

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Представлять инфор-мацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

 

 

Коммуникативные:

 

-планирование сотруд-ничества

 

-постановка вопросов

 

-разрешение конфлик-тов

 

-управление поведе-нием

 

-умение выражать свои мысли

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Способность учитывать позицию со-беседника;

 

организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

 

адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

 

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

 

 

Критично относиться к своему мнению. Пони-мать точку зрения дру-гого.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого.

 

 

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

 

 

 

2.1.3. Описание возможностей содержания различных учебных предметов для формирования универсальных учебных действий

 

Формирование универсальных учебных действий в образовательной деятельности осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых резуль-татах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

 

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

 

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

 

  • УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность; познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы; личностные – определяющие мотивационную ориентацию;

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

 

  • Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
  • Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательной деятельности с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  • Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освое-

ния УП по каждому предмету и в обязательных  программах  внеурочной деятельности.

 

  • Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии уни-версальных учебных действий.

 

  • Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

 

 

 

 

 

Предмет

 

Результаты усвоения УУД через учебные предметы

 

личностные УУД

коммуникативные УУД

регулятивные УУД

познавательные УУД

Русский язык

Жизненноесамоопределе-ние, знакомство с историей и культурой нашей страны, воспитание любви и уважения к Родине.

Осознание языка как основного средства человеческого общения.

Преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.

Принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учи-теля и товарищей.

Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный во-прос.

Математика

Умение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета.

Умение использовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).

Применение умений для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач.

Освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах.

Литературное чтение

Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего обучения.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произве-дения.

Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Окружающий мир

Осознание себя членом общества и государства. Чувство любви к своей стране, природе.

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действитель-ности.

Технология

Развитие интереса к технике, миру профессий. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации.

Развитие коммуникативной компетентности на основе о-ганизации совместно-продуктивной деятельности.

Освоение универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательной деятельно-сти, так и в реальной жизни. Формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки пред-метно-преобразовательных действий.

Формирование картины мира материальной и духовной культуры как про-дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Английский язык

Осознание языка как основного средства человеческого общения.

Формирование толерантности.

Умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге на иностранном языке.

Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адек-ватно воспринимать оценки учителя и товарищей.

Пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос.

Изобразительное искусство

Способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искус-ства.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Использование элементарных умений, навыков и способов художественной деятельности.

Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, прикладном, архитектуре и дизайне.

Физическая культура

Осознание необходимости применения навыков здорового и безопасного образа жизни.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Освоение первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.

Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Основы мировых религиозных культур и светской этики

Способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Становление внутренней ус-тановки личности поступать согласно своей совести.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Использование норм светской и религиозной морали в выстраивании кон-структивных отношений в семье и обществе.

Первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и совре-менности России.

Музыка

Умение воспринимать и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Использование музыкальных образов при создании композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Освоение первоначальных умений саморегуляции средствами музыки.

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеуроч-ную деятельность. Оценивание результатов сформированности УУД через внеурочную деятельность осуществляется с помощью создания портфолио, творческих отчетов, наблюдения, анкетирования.

 

Направления

Формы

Результаты усвоения УУД через внеурочную деятельность

 

личностные УУД

коммуникативные УУД

регулятивные УУД

познавательные УУД

Спортивно-оздоровительное

-занятия в спортивных секциях;

-соревнования;

-тренинги;

-совместные мероприятия с родителями.

Сохранение и укрепление здоровья, улучшения фи-зического развития обу-чающихся.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Приобщение к регу-лярным занятиям фи-зической культурой и спортом.

Формирование навыков здорового образа жизни.

Общеинтеллектуальное

-конференции;

-олимпиады;

-исследования;

-проектная деятельность;

-проведение опытов;

-наблюдения.

Приобретение школьни-ком социальных знаний.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Умение взаимодейст-вовать со взрослыми и со сверстниками в дея-тельности; готовность к преодолению трудностей; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Формирование научной картины мира как продукта творческой предметно-преобразующей дея-тельности человека.

Духовно-нравственное

-индивидуальные беседы;

-встречи;

-просмотр фильмов;

-чтение литературных произведений;

-экскурсии.

Формирование высокого патриотического созна-ния, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязан-ностей

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Получение опыта са-мостоятельного соци-ального действия, вос-питание толерантности.

Первоначальные сведения о патриотизме, любви к Родине.

Общекультурное

-праздники;

-выставки;

-спектакли;

-концерты;

-работа в творческих группах.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Приобретение соци-альных знаний.

Получение опыта са-мостоятельного соци-ального действия.

Первоначальные представления о светской этике, изобразительном искусстве.

Социальное

-труд по самообслужива-нию;

-продуктивная деятель-ность;

-изготовление наглядных пособий, подарков.

Приобретение школьни-ком социальных знаний.

Усвоение системы норм и правил межличностного общения.

Получение опыта са-мостоятельного соци-ального действия.

Приобретение новых знаний в хо-де индивидуальной работы и совместной деятельности.

 

 

2.1.4.Условия организации образовательной деятельности по освоению обучающимися содержания учебных предметов с целью развития универсальных учебных действий

Указанное содержание учебных предметов, преподаваемых в рамках начального образования, может стать средством формирования универсальных учебных действий только при соблюдении определенных условий организации образовательной деятельности:

  • использовании учебников в бумажной и/или электронной форме не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носителя способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения

 

и систематизации, включения обучающимся в свою картину мира;

  • соблюдении технологии проектирования и проведения урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода: будучи формой учебной деятельности, урок должен отражать ее основные этапы – постановку за-дачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата;
  • осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на уроке (учебном занятии) – индивидуальной, групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии;
  • организации системы мероприятий для формирования контрольно-оценочной дея-тельности обучающихся с целью развития их учебной самостоятельности;

 

  • эффективного использования средств ИКТ.

 

Учитывая определенную специфику использования ИКТ как инструмента формирования универсальных учебных действий в начальном образовании и объективную новизну этого направления для педагогов, остановимся на этой составляющей программы более подроб-но.

          В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с предметными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современ-ной информационнообразовательной среды. Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТкомпетентность) являются одними из важных средств формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего образования.

 

ИКТ также могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационнообразовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность, ее результаты учителя и обучающиеся.

          В рамках ИКТ компетентности выделяется учебная ИКТ компетентность - способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и воз-можностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ компетентность), но и в рамках метапредметной программы формирования универсальных учебных действий.

 

При освоении личностных действий на основе указанной программы у обучающихся формируются:

 

  • критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;

 

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

 

  • основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:

  • оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

 

  • использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

 

  • создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

 

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в следующих универсальных учебных действиях:

 

  • поиск информации;
  • фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  • структурирование информации, ее организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

 

  • создание простых гипермедиасообщений;

 

  • построение простейших моделей объектов и процессов.

 

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для этого используются:

 

  • обмен гипермедиасообщениями;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ компетентности обучающихся происходит в рамках системнодея-тельностного подхода, на основе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Включение задачи формирования ИКТ компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублиро-вания при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

 

2.1.5.Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности

 

Продолжение образовательной программы на странице 12

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0