Страница 11 образовательной программы
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Школа России».
УУД
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Результат
|
Личностные:
-самоопределение
-смыслообразование
-нравственно-
этическая ориентация
|
Ценить и принимать ценности «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
|
Ценить и принимать ценности «мир» «настоящий друг».
|
Ценить и принимать ценности «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
|
Ценить и принимать ценности «народ», «национальность».
|
Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка
|
Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
|
Уважение к своему народу, к своей родине.
|
Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обы-чаям и традициям дру-гих народов.
|
Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
|
Освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
|
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
|
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
|
Выбор дальнейшего образовательного маршрута.
|
Оценивать жизненные
ситуации и поступки героев художествен-ных текстов с точки зрения общечелове-ческих норм.
|
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художествен-ных текстов с точки зрения общечеловечес-ких норм.
|
Оценка жизненных си-туаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных и этиче-ских ценностей.
|
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения ценностей гражданина России.
|
Регулятивные:
-целеполагание
-планирование
-прогнозирование
-контроль
-коррекция
-оценка
-саморегуляция
|
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
|
Самостоятельно орга-низовывать свое рабо-чее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятель-ности.
|
Самостоятельно орга-низовывать свое рабо-чее место в соответст-вии с целью выполне-ния заданий.
Самостоятельно опре-делять важность или необходимость выпол-нения различных зада-ния в учебной деятель-ности и жизненных си-туациях.
|
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, кор-ректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
|
Овладение всеми типами учебных действий, включая:
- способность принимать и учебную цель и задачу,
- планировать ее реализацию,
контролировать и оценивать свои действия,
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
|
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
|
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
|
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
|
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литера-туру, ИКТ, инструменты и приборы.
|
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
|
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
|
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизнен-ных ситуациях под руководством учителя.
|
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
|
Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
|
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
|
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
|
|
|
Соотносить выпол-ненное задание с образцом, предложенным учителем.
|
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.
|
|
|
|
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
|
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
|
|
|
|
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
|
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным
|
|
Познавательные:
-общеучебные
-логические
-постановка и
решение проблемы
|
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
|
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
|
Планировать свою ра-боту по изучению не-знакомого материала.
|
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
|
Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их ком-поненты — тексты,таблицы, схемы, экспонаты, модели иллюстрации и др.);
использовать знаково-символические средства;
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
|
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
|
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
|
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
|
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
|
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
|
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
|
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
|
Подробно пересказывать прочитанное или про-слушанное; определять тему.
|
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
|
Составлять сложный план текста.
|
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
|
|
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, в учебнике.
|
Извлекать информа-цию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспо-нат, модель иллюстра-ция и др.)
|
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
|
|
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
|
Представлять инфор-мацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
|
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
|
Коммуникативные:
-планирование сотруд-ничества
-постановка вопросов
-разрешение конфлик-тов
-управление поведе-нием
-умение выражать свои мысли
|
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
|
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
Способность учитывать позицию со-беседника;
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
|
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
|
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
|
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
|
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
|
Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.
|
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
|
|
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
|
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
|
|
|
Критично относиться к своему мнению. Пони-мать точку зрения дру-гого.
|
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого.
|
|
|
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
|
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
|
2.1.3. Описание возможностей содержания различных учебных предметов для формирования универсальных учебных действий
Формирование универсальных учебных действий в образовательной деятельности осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых резуль-татах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
- УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность; познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы; личностные – определяющие мотивационную ориентацию;
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
- Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
- Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательной деятельности с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
- Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освое-
ния УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
- Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии уни-версальных учебных действий.
- Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Предмет
|
Результаты усвоения УУД через учебные предметы
|
личностные УУД
|
коммуникативные УУД
|
регулятивные УУД
|
познавательные УУД
|
Русский язык
|
Жизненноесамоопределе-ние, знакомство с историей и культурой нашей страны, воспитание любви и уважения к Родине.
Осознание языка как основного средства человеческого общения.
|
Преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.
|
Принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учи-теля и товарищей.
|
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный во-прос.
|
Математика
|
Умение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета.
|
Умение использовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
|
Применение умений для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач.
|
Освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах.
|
Литературное чтение
|
Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего обучения.
|
Эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.
|
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произве-дения.
|
Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выделять особенности разных жанров художественных произведений.
|
Окружающий мир
|
Осознание себя членом общества и государства. Чувство любви к своей стране, природе.
|
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
|
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета.
|
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действитель-ности.
|
Технология
|
Развитие интереса к технике, миру профессий. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации.
|
Развитие коммуникативной компетентности на основе о-ганизации совместно-продуктивной деятельности.
|
Освоение универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательной деятельно-сти, так и в реальной жизни. Формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки пред-метно-преобразовательных действий.
|
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как про-дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
|
Английский язык
|
Осознание языка как основного средства человеческого общения.
Формирование толерантности.
|
Умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге на иностранном языке.
|
Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адек-ватно воспринимать оценки учителя и товарищей.
|
Пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос.
|
Изобразительное искусство
|
Способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искус-ства.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
|
Использование элементарных умений, навыков и способов художественной деятельности.
|
Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, прикладном, архитектуре и дизайне.
|
Физическая культура
|
Осознание необходимости применения навыков здорового и безопасного образа жизни.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Освоение первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
|
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
|
Основы мировых религиозных культур и светской этики
|
Способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Становление внутренней ус-тановки личности поступать согласно своей совести.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Использование норм светской и религиозной морали в выстраивании кон-структивных отношений в семье и обществе.
|
Первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и совре-менности России.
|
Музыка
|
Умение воспринимать и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
|
Использование музыкальных образов при создании композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
|
Освоение первоначальных умений саморегуляции средствами музыки.
|
Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.
|
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеуроч-ную деятельность. Оценивание результатов сформированности УУД через внеурочную деятельность осуществляется с помощью создания портфолио, творческих отчетов, наблюдения, анкетирования.
Направления
|
Формы
|
Результаты усвоения УУД через внеурочную деятельность
|
личностные УУД
|
коммуникативные УУД
|
регулятивные УУД
|
познавательные УУД
|
Спортивно-оздоровительное
|
-занятия в спортивных секциях;
-соревнования;
-тренинги;
-совместные мероприятия с родителями.
|
Сохранение и укрепление здоровья, улучшения фи-зического развития обу-чающихся.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Приобщение к регу-лярным занятиям фи-зической культурой и спортом.
|
Формирование навыков здорового образа жизни.
|
Общеинтеллектуальное
|
-конференции;
-олимпиады;
-исследования;
-проектная деятельность;
-проведение опытов;
-наблюдения.
|
Приобретение школьни-ком социальных знаний.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Умение взаимодейст-вовать со взрослыми и со сверстниками в дея-тельности; готовность к преодолению трудностей; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
|
Формирование научной картины мира как продукта творческой предметно-преобразующей дея-тельности человека.
|
Духовно-нравственное
|
-индивидуальные беседы;
-встречи;
-просмотр фильмов;
-чтение литературных произведений;
-экскурсии.
|
Формирование высокого патриотического созна-ния, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязан-ностей
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Получение опыта са-мостоятельного соци-ального действия, вос-питание толерантности.
|
Первоначальные сведения о патриотизме, любви к Родине.
|
Общекультурное
|
-праздники;
-выставки;
-спектакли;
-концерты;
-работа в творческих группах.
|
Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Приобретение соци-альных знаний.
Получение опыта са-мостоятельного соци-ального действия.
|
Первоначальные представления о светской этике, изобразительном искусстве.
|
Социальное
|
-труд по самообслужива-нию;
-продуктивная деятель-ность;
-изготовление наглядных пособий, подарков.
|
Приобретение школьни-ком социальных знаний.
|
Усвоение системы норм и правил межличностного общения.
|
Получение опыта са-мостоятельного соци-ального действия.
|
Приобретение новых знаний в хо-де индивидуальной работы и совместной деятельности.
|
2.1.4.Условия организации образовательной деятельности по освоению обучающимися содержания учебных предметов с целью развития универсальных учебных действий
Указанное содержание учебных предметов, преподаваемых в рамках начального образования, может стать средством формирования универсальных учебных действий только при соблюдении определенных условий организации образовательной деятельности:
- использовании учебников в бумажной и/или электронной форме не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носителя способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения
и систематизации, включения обучающимся в свою картину мира;
- соблюдении технологии проектирования и проведения урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода: будучи формой учебной деятельности, урок должен отражать ее основные этапы – постановку за-дачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата;
- осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на уроке (учебном занятии) – индивидуальной, групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии;
- организации системы мероприятий для формирования контрольно-оценочной дея-тельности обучающихся с целью развития их учебной самостоятельности;
- эффективного использования средств ИКТ.
Учитывая определенную специфику использования ИКТ как инструмента формирования универсальных учебных действий в начальном образовании и объективную новизну этого направления для педагогов, остановимся на этой составляющей программы более подроб-но.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с предметными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современ-ной информационнообразовательной среды. Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТкомпетентность) являются одними из важных средств формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего образования.
ИКТ также могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационнообразовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность, ее результаты учителя и обучающиеся.
В рамках ИКТ компетентности выделяется учебная ИКТ компетентность - способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и воз-можностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ компетентность), но и в рамках метапредметной программы формирования универсальных учебных действий.
При освоении личностных действий на основе указанной программы у обучающихся формируются:
- критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
- основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:
- оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
- использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
- создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в следующих универсальных учебных действиях:
- поиск информации;
- фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
- структурирование информации, ее организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
- создание простых гипермедиасообщений;
- построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для этого используются:
- обмен гипермедиасообщениями;
- выступление с аудиовизуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Формирование ИКТ компетентности обучающихся происходит в рамках системнодея-тельностного подхода, на основе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Включение задачи формирования ИКТ компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублиро-вания при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.
2.1.5.Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
Продолжение образовательной программы на странице 12
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|