Страница 12 образовательной программы2.1.5.Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений. Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения соци-ального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и про-ектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей ис-следовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятель
ным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.
Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования, в том числе возможностей компьютера. Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке. В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует также включить готов-ность слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение в корректной форме, формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятель-ность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
2.1.6. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обу чающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к на чальному и от начального к основному общему образованию
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему образованию. На каждом уровне образовательной деятельности проводится диагностика готовности учащихся к обучению на следующем уровне. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающих-ся, и в соответствии с особенностями уровня обучения на определенный период выстраи-вается система работы по преемственности.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень
начального общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего образования. Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность к школе—сложная системная характеристикапсихического развития ребёнка 6—7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками. Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности. Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией. Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической,
грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Предполагаемый уровень сформированности УУД к моменту поступления ребенка в школу.
Личностные УУД В начале школьного обучения личностные УУД самоопределения,смыслообразованияи нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обу-чению в школе. Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника. Для определения уровня сформированности внутренней позиции школьника и моти- вации учебной деятельности в начале первого года обучения проводится диагностика с использованием методики «Беседа о школе» и «Школа зверей» (модифицированный ва-риант Т.А.Ежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера), методики выявления характера казу-альной атрибуции успеха/неуспеха (вариант 1), «Задание на учет мотивов героев в реше-нии моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже), методика «Лесенка»
(В.Г.Щур). Регулятивные УУД:
Для определения уровня сформированности регулятивных УУД в начале первого го-
да обучения проводится диагностика с использованием методики «Графический дик-тант» (Д.Б.Эльконина).
Познавательные УУД:
- логические действия установление взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества;
Для определения уровня сформированности познавательных УУД в начале первого го-
да обучения проводится диагностика с использованием методики экспресс – диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС.
Коммуникативные УУД:
– это контекстное общение со взрослыми, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками
Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД в начале первогогода обучения проводится диагностика с использованием задания Ж.Пиаже «Левая и правая стороны» и задание Г.А. Цукермана «Рукавички» Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к переходу на уровень основного общего образования с учётом возможного возникновения определённых трудностей такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены:
Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по уровням об-щего образования обеспечивается за счет:
частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться;
общепознавательные, логические и др.).
В таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в на-чальной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обуче-ния.
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе
2.1.7. Планируемые результаты сформированности УУД. Предполагаемый уровень сформированности УУД к моменту окончания начальной школы
Личностные УУД Самоопределение
Смыслообразование
Нравстенно-этическая ориентация включает:
поведения; Для определения уровня сформированности личностных УУД к моменту окончания началь-
ной школы проводится диагностика с использованием методики М. Кун «Кто Я?», Л.А.Лескова «Мой класс», методики выявления уровня моральной деценрации (модификация Ж.Пиаже), анкеты определения уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
Регулятивные УУД:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценки):
Для определения уровня сформированности регулятивных УУД к моменту окончания на- чальной школы проводится диагностика с теста Тулуз-Пьерона (Корректурная проба).
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
Универсальные логические действия:
Постановка и решение проблемы:
Для определения уровня сформированности познавательных УУД к моменту окончания начальной школы проводится диагностика с использованием методики «Оценка сформирован-ности навыков чтения» (Л.А.Ясюкова), методики «Аналогии», методики «Исключение лишнего».
Коммуникативные УУД:
ситуации столкновения интересов;
Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД к моменту окончания начальной школы проводится диагностика с использованием задания «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
2.1.8. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
Система оценки в сфере УУД может включать в себя следующие принципы и характеристики:
образовательной деятельности.
Оценка деятельности образовательной организации по формированию и развитию УУД у учащихся может учитывать работу по обеспечению кадровых, методических, материально-технических условий. В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:
правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
Система оценки универсальных учебных действий может быть:
2.1.8.1.Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Критерии оценивания осуществляются на основе наблюдения, собеседования, анкетирования с помощью методики параметров предложенных П.Я. Гальпериным (2002)
Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Продолжение образовательной программы на странице 13
|
Меню сайтаПоискДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |