2.1.5.Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений.
Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения соци-ального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и про-ектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей ис-следовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.
В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятель
ным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.
Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования, в том числе возможностей компьютера.
Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.
В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития.
Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует также включить готов-ность слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение в корректной форме, формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятель-ность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
2.1.6. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обу чающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к на чальному и от начального к основному общему образованию
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему образованию. На каждом уровне образовательной деятельности проводится диагностика готовности учащихся к обучению на следующем уровне. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающих-ся, и в соответствии с особенностями уровня обучения на определенный период выстраи-вается система работы по преемственности.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень
начального общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего образования.
Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая готовность к школе—сложная системная характеристикапсихического развития ребёнка 6—7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.
Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.
Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.
Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической,
грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.
Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Предполагаемый уровень сформированности УУД к моменту поступления ребенка в школу.
Личностные УУД В начале школьного обучения личностные УУД самоопределения,смыслообразованияи нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обу-чению в школе. Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника.
Для определения уровня сформированности внутренней позиции школьника и моти-
вации учебной деятельности в начале первого года обучения проводится диагностика с использованием методики «Беседа о школе» и «Школа зверей» (модифицированный ва-риант Т.А.Ежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера), методики выявления характера казу-альной атрибуции успеха/неуспеха (вариант 1), «Задание на учет мотивов героев в реше-нии моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже), методика «Лесенка»
(В.Г.Щур).
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Для определения уровня сформированности регулятивных УУД в начале первого го-
да обучения проводится диагностика с использованием методики «Графический дик-тант» (Д.Б.Эльконина).
Познавательные УУД:
- логические действия установление взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества;
- умение различать предметную и речевую действительность;
- умение осуществлять кодирование с помощью символов.
Для определения уровня сформированности познавательных УУД в начале первого го-
да обучения проводится диагностика с использованием методики экспресс – диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать чужую речь;
- умение грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях уст-ной речи;
- владение такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, про-щаться, выразить просьб у, благодарность, извинение и др., выражать свои чувства и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддерж-ки сверстника, взрослого;
- элементарное понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
- появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми
– это контекстное общение со взрослыми, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками
Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД в начале первогогода обучения проводится диагностика с использованием задания Ж.Пиаже «Левая и правая стороны» и задание Г.А. Цукермана «Рукавички»
Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к переходу на уровень основного общего образования с учётом возможного возникновения определённых трудностей такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены:
- необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
- совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
- недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).
Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по уровням об-щего образования обеспечивается за счет:
- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования,
частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться;
- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждом уровне;
- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательной деятельности (коммуникативные, речевые, регулятивные,
общепознавательные, логические и др.).
В таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в на-чальной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обуче-ния.
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе
УУД |
Результаты развития УУД |
Значение для обучения |
Личностные |
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка. |
Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
|
Регулятивные |
Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность воспри-ятия, внимания, памяти, воображения. |
Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
|
Познавательные:
- общеучебные
-логические
-постановка и
решение проблемы
|
Умение воспринимать и анализировать сообще-ния и важнейшие их компоненты — тексты, ис-пользовать знаково-символические средства, ов-ладение действием моделирования, а также ши-роким спектром логических действий и опера-ций, включая общие приёмы решения задач. |
Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные |
Умения учитывать позицию собеседника (парт-нёра), организовывать и осуществлять сотрудни-чество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информа-цию, отображать предметное содержание и усло-вия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
|
Осознанность и критичность учебных действий. |
2.1.7. Планируемые результаты сформированности УУД.
Предполагаемый уровень сформированности УУД к моменту окончания начальной школы
Личностные УУД
Самоопределение
- Формирование основ гражданской идентичности:
- чувства сопричастности своей Родине, народу, истории и гордости за них, ответственно-сти человека за благосостояние общества;
- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
- Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
- Развитие Я-концепции и самооценки личности:
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравстенно-этическая ориентация включает:
- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, националь-ностей, религий; уважение к истории и культуры всех народов, развитие толерантно-сти;
- ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и по-ступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения;
Для определения уровня сформированности личностных УУД к моменту окончания началь-
ной школы проводится диагностика с использованием методики М. Кун «Кто Я?», Л.А.Лескова «Мой класс», методики выявления уровня моральной деценрации (модификация Ж.Пиаже), анкеты определения уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
Регулятивные УУД:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценки):
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение принимать, сохранять заданную цель и следовать ей в учебной деятельности;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
- Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма, готов-ности к преодолению трудностей.
Для определения уровня сформированности регулятивных УУД к моменту окончания на-
чальной школы проводится диагностика с теста Тулуз-Пьерона (Корректурная проба).
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной фор-мы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявле-ния общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных ус-ловий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-тельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации их текстов разных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового харак- тера.
Для определения уровня сформированности познавательных УУД к моменту окончания начальной школы проводится диагностика с использованием методики «Оценка сформирован-ности навыков чтения» (Л.А.Ясюкова), методики «Аналогии», методики «Исключение лишнего».
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудни-честве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своей действия;
Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД к моменту окончания начальной школы проводится диагностика с использованием задания «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
2.1.8. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
Система оценки в сфере УУД может включать в себя следующие принципы и характеристики:
- систематичность сбора и анализа информации;
- совокупность показателей и индикаторов оценивания должна учитывать интересы всех участников образовательной деятельности, то есть быть информативной для управленцев, педагогов, родителей, учащихся;
- доступность и прозрачность данных о результатах оценивания для всех участников
образовательной деятельности.
Оценка деятельности образовательной организации по формированию и развитию УУД у учащихся может учитывать работу по обеспечению кадровых, методических, материально-технических условий.
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:
- универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
- учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);
- неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
- адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и
правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
- самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
- обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
Система оценки универсальных учебных действий может быть:
- уровневой (определяются уровни владения универсальными учебными действиями);
- позиционной – не только учителя производят оценивание, оценка формируется на основе рефлексивных отчетов разных участников образовательной деятельности: родителей, представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или виде социальной практики, сверстников, самого обучающегося – в результате появляется некоторая карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания.
2.1.8.1.Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Критерии оценивания осуществляются на основе наблюдения, собеседования, анкетирования с помощью методики параметров предложенных П.Я. Гальпериным (2002)
Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Продолжение образовательной программы на странице 13