1.3.3.Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, описанных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов при получении начально-
го общего образования строится вокруг умения учиться.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность;
- текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку мета-предметных результатов обучения;
- комплексные работы на межпредметной основе
- ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы (взаимодействие с партнёром: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.).
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень включённости детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Личностные результаты |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и дру-зей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного от-ношения к школе, принимать образ «хорошегоученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и пе-реживаниям других людей; нравствен-ному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопас-ного поведения в школе, дома, на улице, в обществен-ных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружаю-щего мира, произведениям искусства. 7.Адекватно воспри-нимать оценку учителя |
1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. 2. Проявлять уваже-ние к семье, тради-циям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества. 3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. 4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориенти-роваться в нравст-венной оценке собственных поступ--ков. 5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности. 6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вы-званным восприятием природы, произведе-ния искусства. 7. Признавать собст-венные ошибки. Со-поставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учи-телем. |
1. Воспринимать историко-географи-ческий образ России (территория, границы, географи-ческие особенности, многонациональность основные истории-ческие события; государственная символика, праздни-ки, права и обязан-ности гражданина. 2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. 3. Проявлять положи-тельную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. 4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных по-ступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. 5. Выполнять основные правила бережного от-ношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. 6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, на-блюдениями за природой. 7. Сопоставлять самооценку собственной дея-тельности с оценкой ее товарищами, учителем. |
1. Проявлять чувство сопричаст-ности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). 2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населя-ющих Россию. 3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. 4. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках. 5. Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться. 6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой. 7. Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе.
|
Класс |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
1 класс |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». |
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руково-дством учителя). 3. Понимать информа-цию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоро-ваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Класс |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
2 класс |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятель-ности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жиз-ненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные дейст-вия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. |
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. 3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представлен-ных в учебниках. 4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослу-шанное, составлять простой план. 5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. 6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. 8. Выполнять задания по аналогии |
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. 5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. 6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в со-вместном решении проблемы (задачи). |
Класс |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
3 класс |
1. Самостоятельно орга-низовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план вы-полнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполне-ние задания в соответствии с планом, условиями выполнения, ре-ультатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий |
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу (имеется в виду работа с маршрутным листом и работа с проверочными заданиями) 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использо-вать модели при решении учебных задач. 4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, срав-нивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). 6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. 7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения зада-ний, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия |
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. 5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. |
Класс |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
4 класс |
1. Самостоятельно форму- лировать задание: опреде- лять его цель, планировать свои действия для реализа- ции задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приё- мы действий, корректиро- вать работу по ходу выпол- нения. 2. Выбирать для выполне- ния определённой задачи различные средства: спра- вочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Осуществлять итоговый ипошаговый контроль ре- зультатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким крите- риям проводилась оценка. 5. Адекватно восприни-матьаргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 6. Ставить цель собствен- ной познавательной дея- тельности (в рамках учеб- ной и проектной деятельности) и удерживать ее. 7. Планировать собствен- ную внеучебную деятель- ность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетра- ди. 8. Регулировать своё пове- дение в соответствии с по- знанными моральными нормами и этическими тре- бованиями. 9. Планировать собствен- ную деятельность, связан- ную с бытовыми жизнен- ными ситуациями: мар- шрут движения, время, расход продуктов, затраты идр. |
1. Ориентироваться в учебни-ках: определятьумения, которые будутсформированы на основеизучения данного раздела;определять круг своегонезнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание. 2. Самостоятельно пред- полагать, какая дополни- тельная информация будет нужна для изучениянезнако-мого материала. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различныхисточников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сетьИнтернет). 4. Анализировать, срав- нивать, группировать раз- личные объекты, явления, факты;устанавливать законо-мерности и использовать ихпри выполнении заданий, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразо-вывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать со- держание в сжатом, выбороч-ном, развёрнутомвиде, в виде презентаций. |
1. Владеть диалоговой формой речи. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Формулировать собственное мнение ипозицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правиларечевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 5. Критично относиться к своему мнению.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиций при рабо- те в паре.Договариваться и приходить к общему решению. 6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя пландействий; выполнять свою часть обязанно- стей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, позна-вательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей, используемых УМК, представленных на листах с прове-рочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредмет-ные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу.
Комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, может проверять личностные (принятие значимости ценности труда), познава-тельные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и од-нокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
Развороты «Умеешь ли ты…», «Знаешь ли ты?» в учебниках конкретизируют мета-предметные результаты, формируемые к концу каждого года обучения.
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких по-знавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных иписьменных ответах учащихся,а также на наблюдениях учителя за участием учащихся вгрупповой работе.
Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освое-ния УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе те-кущей образовательной деятельности. Для этих целей может использоваться Портфель достижений.
При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на опреде-лённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсаль-ный способ.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.
1.3.4.Оценка предметных результатов
Продолжение образовательной программы на странице 8