Среда, 01.05.2024, 21:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 7 образовательной программы

1.3.3.Оценка метапредметных результатов.

 

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, описанных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

 

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

 

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов при получении начально-

го общего образования строится вокруг умения учиться.

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

 

Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

 

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

 

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • проектная деятельность;

 

  • текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку мета-предметных результатов обучения;

 

  • комплексные работы на межпредметной основе

 

  • ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы (взаимодействие с партнёром: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.).

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень включённости детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.

 

Личностные результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и дру-зей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного от-ношения к школе, принимать образ «хорошегоученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и пе-реживаниям других людей; нравствен-ному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопас-ного поведения в школе, дома, на улице, в обществен-ных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружаю-щего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспри-нимать оценку учителя

1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

2. Проявлять уваже-ние к семье, тради-циям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.

3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориенти-роваться в нравст-венной оценке собственных поступ--ков.

5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вы-званным восприятием природы, произведе-ния искусства.

7. Признавать собст-венные ошибки. Со-поставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учи-телем.

1. Воспринимать историко-географи-ческий образ России (территория, границы, географи-ческие особенности, многонациональность основные истории-ческие события; государственная символика, праздни-ки, права и обязан-ности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положи-тельную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных по-ступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного от-ношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, на-блюдениями за природой.

7. Сопоставлять самооценку собственной дея-тельности с оценкой ее товарищами, учителем.

1. Проявлять чувство сопричаст-ности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).

2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населя-ющих Россию.

3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

4. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

5. Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

7. Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе.

 

Класс

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руково-дством учителя).

3. Понимать информа-цию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоро-ваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятель-ности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жиз-ненных ситуациях под руководством учителя.

5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные дейст-вия.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Корректировать выполнение задания.

8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представлен-ных в учебниках.

4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослу-шанное, составлять простой план.

5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

8. Выполнять задания по аналогии

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в со-вместном решении проблемы (задачи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3 класс

1. Самостоятельно орга-низовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план вы-полнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

8. Корректировать выполне-ние задания в соответствии с планом, условиями выполнения, ре-ультатом действий на определенном этапе.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу (имеется в виду работа с маршрутным листом и работа с проверочными заданиями)

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использо-вать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, срав-нивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения зада-ний, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

 

 

Класс

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

4 класс

1. Самостоятельно  форму-

лировать задание: опреде-

лять его цель, планировать

свои действия для реализа-

ции задач, прогнозировать

результаты, осмысленно

выбирать способы и приё-

мы действий, корректиро-

вать работу по ходу выпол-

нения.

2. Выбирать для выполне-

ния определённой задачи

различные средства: спра-

вочную литературу, ИКТ,

инструменты и приборы.

3.Осуществлять итоговый ипошаговый контроль ре-

зультатов.

4. Оценивать результаты

собственной деятельности,

объяснять по каким крите-

риям проводилась оценка.

5. Адекватно восприни-матьаргументированную критику ошибок и учитывать её в

работе над ошибками.

6. Ставить цель собствен-

ной познавательной дея-

тельности (в рамках учеб-

ной и проектной деятельности) и удерживать ее.

7. Планировать собствен-

ную внеучебную деятель-

ность (в рамках проектной

деятельности) с опорой на

учебники и рабочие тетра-

ди.

8. Регулировать своё пове-

дение в соответствии с по-

знанными моральными

нормами и этическими тре-

бованиями.

9. Планировать собствен-

ную деятельность, связан-

ную с бытовыми жизнен-

ными ситуациями:  мар-

шрут движения, время, расход продуктов, затраты идр.

1. Ориентироваться в учебни-ках: определятьумения, которые будутсформированы на основеизучения данного раздела;определять круг своегонезнания, осуществлять

выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

2. Самостоятельно пред-

полагать, какая  дополни-

тельная информация будет нужна для изучениянезнако-мого материала.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различныхисточников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сетьИнтернет).

4. Анализировать, срав-

нивать, группировать раз-

личные объекты, явления,

факты;устанавливать законо-мерности и использовать ихпри выполнении заданий,

устанавливать причинно-

следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии,

использовать обобщенные

способы и осваивать новые приёмы, способы.

5. Самостоятельно делать

выводы, перерабатывать

информацию, преобразо-вывать её,  представлять

информацию на основе

схем, моделей, таблиц,

гистограмм, сообщений.

6. Составлять сложный

план текста.

7. Уметь передавать со-

держание в сжатом, выбороч-ном, развёрнутомвиде, в виде презентаций.

1. Владеть диалоговой формой речи.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

4. Формулировать собственное мнение ипозицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правиларечевого этикета; аргументировать свою

точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

5. Критично относиться к своему мнению.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиций при рабо-

те в паре.Договариваться и приходить к общему решению.

6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть

работы; задавать вопросы, уточняя пландействий; выполнять свою часть обязанно-

стей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль,

взаимоконтроль и взаимопомощь.

7. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, позна-вательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей, используемых УМК, представленных на листах с прове-рочными и тренинговыми заданиями.

 

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредмет-ные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу.

 

Комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, может проверять личностные (принятие значимости ценности труда), познава-тельные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и од-нокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).

Развороты «Умеешь ли ты…», «Знаешь ли ты?» в учебниках конкретизируют мета-предметные результаты, формируемые к концу каждого года обучения.

 

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких по-знавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных иписьменных ответах учащихся,а также на наблюдениях учителя за участием учащихся вгрупповой работе.

Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освое-ния УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе те-кущей образовательной деятельности. Для этих целей может использоваться Портфель достижений.

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на опреде-лённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсаль-ный способ.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.

 

1.3.4.Оценка предметных результатов

 

Продолжение образовательной программы на странице 8

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0