Страница 7 образовательной программы
1.3.3.Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, описанных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов при получении начально-
го общего образования строится вокруг умения учиться.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность;
- текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку мета-предметных результатов обучения;
- комплексные работы на межпредметной основе
- ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы (взаимодействие с партнёром: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.).
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень включённости детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Личностные результаты
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и дру-зей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного от-ношения к школе, принимать образ «хорошегоученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и пе-реживаниям других людей; нравствен-ному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопас-ного поведения в школе, дома, на улице, в обществен-ных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружаю-щего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспри-нимать оценку учителя
|
1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
2. Проявлять уваже-ние к семье, тради-циям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориенти-роваться в нравст-венной оценке собственных поступ--ков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вы-званным восприятием природы, произведе-ния искусства.
7. Признавать собст-венные ошибки. Со-поставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учи-телем.
|
1. Воспринимать историко-географи-ческий образ России (территория, границы, географи-ческие особенности, многонациональность основные истории-ческие события; государственная символика, праздни-ки, права и обязан-ности гражданина.
2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
3. Проявлять положи-тельную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных по-ступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
5. Выполнять основные правила бережного от-ношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, на-блюдениями за природой.
7. Сопоставлять самооценку собственной дея-тельности с оценкой ее товарищами, учителем.
|
1. Проявлять чувство сопричаст-ности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).
2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населя-ющих Россию.
3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.
4. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
5. Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
7. Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе.
|
Класс
|
Метапредметные результаты
|
Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
1 класс
|
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
|
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руково-дством учителя).
3. Понимать информа-цию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
|
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоро-ваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
|
Класс
|
Метапредметные результаты
|
Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
2 класс
|
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятель-ности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жиз-ненных ситуациях под руководством учителя.
5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные дейст-вия.
6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
7. Корректировать выполнение задания.
8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
|
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представлен-ных в учебниках.
4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослу-шанное, составлять простой план.
5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
8. Выполнять задания по аналогии
|
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в со-вместном решении проблемы (задачи).
|
Класс
|
Метапредметные результаты
|
Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
3 класс
|
1. Самостоятельно орга-низовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
4. Составлять план вы-полнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
8. Корректировать выполне-ние задания в соответствии с планом, условиями выполнения, ре-ультатом действий на определенном этапе.
9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий
|
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу (имеется в виду работа с маршрутным листом и работа с проверочными заданиями)
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использо-вать модели при решении учебных задач.
4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, срав-нивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения зада-ний, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
|
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
|
Класс
|
Метапредметные результаты
|
Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
4 класс
|
1. Самостоятельно форму-
лировать задание: опреде-
лять его цель, планировать
свои действия для реализа-
ции задач, прогнозировать
результаты, осмысленно
выбирать способы и приё-
мы действий, корректиро-
вать работу по ходу выпол-
нения.
2. Выбирать для выполне-
ния определённой задачи
различные средства: спра-
вочную литературу, ИКТ,
инструменты и приборы.
3.Осуществлять итоговый ипошаговый контроль ре-
зультатов.
4. Оценивать результаты
собственной деятельности,
объяснять по каким крите-
риям проводилась оценка.
5. Адекватно восприни-матьаргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе над ошибками.
6. Ставить цель собствен-
ной познавательной дея-
тельности (в рамках учеб-
ной и проектной деятельности) и удерживать ее.
7. Планировать собствен-
ную внеучебную деятель-
ность (в рамках проектной
деятельности) с опорой на
учебники и рабочие тетра-
ди.
8. Регулировать своё пове-
дение в соответствии с по-
знанными моральными
нормами и этическими тре-
бованиями.
9. Планировать собствен-
ную деятельность, связан-
ную с бытовыми жизнен-
ными ситуациями: мар-
шрут движения, время, расход продуктов, затраты идр.
|
1. Ориентироваться в учебни-ках: определятьумения, которые будутсформированы на основеизучения данного раздела;определять круг своегонезнания, осуществлять
выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
2. Самостоятельно пред-
полагать, какая дополни-
тельная информация будет нужна для изучениянезнако-мого материала.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различныхисточников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сетьИнтернет).
4. Анализировать, срав-
нивать, группировать раз-
личные объекты, явления,
факты;устанавливать законо-мерности и использовать ихпри выполнении заданий,
устанавливать причинно-
следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии,
использовать обобщенные
способы и осваивать новые приёмы, способы.
5. Самостоятельно делать
выводы, перерабатывать
информацию, преобразо-вывать её, представлять
информацию на основе
схем, моделей, таблиц,
гистограмм, сообщений.
6. Составлять сложный
план текста.
7. Уметь передавать со-
держание в сжатом, выбороч-ном, развёрнутомвиде, в виде презентаций.
|
1. Владеть диалоговой формой речи.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-
популярных книг, понимать прочитанное.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
4. Формулировать собственное мнение ипозицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правиларечевого этикета; аргументировать свою
точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
5. Критично относиться к своему мнению.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
Учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиций при рабо-
те в паре.Договариваться и приходить к общему решению.
6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть
работы; задавать вопросы, уточняя пландействий; выполнять свою часть обязанно-
стей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль,
взаимоконтроль и взаимопомощь.
7. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, позна-вательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей, используемых УМК, представленных на листах с прове-рочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредмет-ные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу.
Комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, может проверять личностные (принятие значимости ценности труда), познава-тельные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и од-нокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
Развороты «Умеешь ли ты…», «Знаешь ли ты?» в учебниках конкретизируют мета-предметные результаты, формируемые к концу каждого года обучения.
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких по-знавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных иписьменных ответах учащихся,а также на наблюдениях учителя за участием учащихся вгрупповой работе.
Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освое-ния УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе те-кущей образовательной деятельности. Для этих целей может использоваться Портфель достижений.
При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на опреде-лённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсаль-ный способ.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.
1.3.4.Оценка предметных результатов
Продолжение образовательной программы на странице 8
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|