Среда, 01.05.2024, 18:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великодворская начальная общеобразовательная школа

Страница 13 образовательной программы

Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Критерии сформированности

Самоопределение

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения;

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

- предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

 

Самооценка

- широта диапазона оценок;

- обобщенность категорий оценок;

- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

 

Смыслообразование

- сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- сформированность социальных мотивов;

– стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

- сформированность учебных мотивов;

- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

 

Нравственно-этическая ориентация

-ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) через взаимопомощь после уроков;

-учет ребенком объективных последствий нарушения нормы;

-учет мотивов субъекта при нарушении нормы;

-учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма;

-принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

-адекватность оценки действий субъекта с точки зрения, уровень развития моральных суждений.

 

Определения сформированности регулятивных УУД

Критерии сформированности

 

Классы

1кл-необходимый уровень

2кл-необходимый

(для 1 кл.- повышенный)

3- 4кл –необходимый

(для 2кл.- повышенный)

Определять и формулировать цель деятельности .

Составлять план действий по реше-нию проблемы (задачи).

Учиться определять цель деятель-ности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Определять цель учебной деятельно-сти с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обна-руживать и формулировать учебную проблему.

Учиться планировать учебную дея-тельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Осуществлять действия по реализации плана.

Учиться работать по предло-женному плану.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятель-ности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполнен-ное задание от неверного.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

В диалоге с учителем учиться выра-батывать критерии оценки и опре-делять степень успешности выпол-нения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Повышенный уровень

3-4 класса

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помо-щью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно с учителем.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная лите-ратура, сложные приборы, средства ИКТ).

В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.

Уровни сформированности целеполагания.

Уровни

Показатели сформированности

 

Поведенческие индикаторы сформированности

1. Отсутствие цели.

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал.

 

2. Принятие практической задачи.

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.

 

3. Переопределение познавательной задачи в практическую.

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется.

Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.

 

4. Принятие познавательной цели.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

 

5. Переопределение практической задачи в теоре-тическую.

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней.

Новую практическую задачу объясняет, отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.

 

6. Самостоятельная постановка учебных целей.

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы.

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.

 

 

 

Уровни развития контроля.

Уровни

Показатели сформированности

 

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие контроля.

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.

 

2. Контроль на уровне непроизвольного внима-ния.

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

 

3. Потенциальный контроль на уровне произ-вольного внимания.

Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправля-ет и объясняет.

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает.

 

4. Актуальный контроль на уровне произвольно-го внимания.

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям.

 

5. Потенциальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

 

6. Актуальный рефлексивный контроль.

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

 

 

 

Уровни развития оценки.

Уровни

Показатели

 

Поведенческие индикаторы

1. Отсутствие оценки.

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя.

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

 

2. Адекватная ретроспективная оценка.

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

 

3. Неадекватная прогностическая оценка.

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия.

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.

 

4. Потенциально адекватная прогностическая оценка.

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий.

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом.

 

5. Актуально адекватная прогностическая оценка.

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

 

 

 

Определение сформированности коммуникативных УУД

Уровень развития общения

 

 

Критерии оценивания

 

 

 

 

1.Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

 

 

2.Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение.

 

 

3.Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

 

 

4.Ориентация на партнера по общению.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

 

 

5.Умение слушать собеседника.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

 

 

 

 

 

На уровне начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия.

Критерии сформированности

 

Классы

1кл-необходимый уровень

2кл-необходимый

(для 1 кл.- повышенный)

3- 4кл –необходимый

(для 2кл.- повышенный)

 

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Делать выводы в результате со-вместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать пред-меты.

Находить закономерности в распо-ложении фигур по значению одного признака.

Называть последовательность про-стых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.

Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Сравнивать и группировать факты и явления.

Относить объекты к известным понятиям.

Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Составлять простой план небольшого текста-повествования.

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Повышенный уровень

3–4 класса

1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

2.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта

3.Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.

4.Составлять сложный план текста.

5.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

 

Сформированность логических действий отслеживается через различные формы контроля. Одним из важных познавательных УУД является уме-ние решать задачи.

 

Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач.

Компоненты приема

Содержание компонентов приема

Критерии оценки сформированности приема

 

Анализ текста задачи.

Выделение и осмысление:

- отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических,

- грамматических конструкций («если…то», «после того, как…» и т.д.),

- количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д. Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи ин-формации. Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).

- умение заменять термины их определениями;

-умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления).

Анализ условия и требования задачи.

Выделение:

а) объектов (предметов, процессов):

- рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,

- рассмотрение количества объектов и их частей;

б) величин, характеризующих каждый объект;

в) характеристик величин:

- однородные, разнородные,

- числовые значения (данные),

- известные и неизвестные данные,

- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,

- отношения между известными данными величин;

выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).

Умение логически рассуждать.

Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами.

Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).

Умение выделять формальную структуру задачи.

Умение мыслить свернутыми структурами.

Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.

Выбрать знаково-символические средства для построения модели.

Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык.

Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Умение выражать структуру задачи разными средствами.

Установление отношений между данными и вопросом.

Установление отношений между:

- данными условия;

- данными требования (вопроса);

- данными условия и требованиями задачи.

 

План решения.

Определить способ решения задачи.

Выделить содержание способа решения.

Определить последовательность действий.

 

Осуществление плана решения.

Выполнение действий.

Запись решения задачи.

Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного).

Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними.

Проверка и оценка решения задачи.

Составление и решение задачи, обратной данной.

Установление рациональности способа:

выделение всех способов решения задачи сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений;

выбор наиболее оптимального способа.

Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи.

Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

 

Компоненты и критерии оценки сформированности действия моделирования.

 

Компоненты приема

Содержание компонентов

Критерии оценки сформированности действий

 

Предварительный анализ текста задач.

Семантический анализ текста:

а) отдельных слов, терминов;

б) понимание текста;

в) выделение всех смысловых единиц текста;

г) выделение основных единиц текста;

д) выделение отношения между основными единицами текста

Понимание текста:

умение перефразировать текст;

умение переформулировать текст;

умение ставить вопросы к тексту.

Умение выделять основные смысловые единицы текста.

Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.

 

Перевод текста на знаково-символический язы.

Обозначить символом (знаком) каждую основную единицу текста.

Построить модель отношений между основными единицами текста, используя выбранные символы.

Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов.

 

Построение модели:

структуры текста;

логической схемы анализа.

Обозначить знаками (символами) последовательно каждую единицу текста.

Изобразить знаками (символами) логику анализа текста.

Умение строить схемы, графы, таблицы конкретных ситуаций, описанных в тексте (число объектов, их характеристики, тип взаимодей-ствия, особенностей отношений в ситуации совместного или изолированного действия).

Умение выбирать способ представления объектов ситуации и связей между ними.

 

Работа с моделью.

Выводить новое знание из построенной модели через:

- соотнесение различных частей структуры модели;

- достраивание модели на основе логического анализа текста;

- видоизменение (преобразование) модели.

Умение воссоздавать тексты и ситуации по модели (готовой или самостоятельно построенной).

Соотнесение результатов, полученных на модели, с заданным текстом.

Установление соответствия модели структуре текста и составляющим ее объектам.

Умение составлять задачу, обратную заданной.

Умение построить модель обратной задачи.

Умение соотносить тексты и модели и выделять их различия в соответствии с изменениями текста.

 

 

 

 

 

2..1. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

​Продолжение образовательной программы на странице 14

 

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0