Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Личностные УУД: |
Критерии сформированности |
Самоопределение |
- положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения; - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
|
Самооценка |
- широта диапазона оценок; - обобщенность категорий оценок; - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик; - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
|
Смыслообразование |
- сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - сформированность социальных мотивов; – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - сформированность учебных мотивов; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
|
Нравственно-этическая ориентация |
-ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) через взаимопомощь после уроков; -учет ребенком объективных последствий нарушения нормы; -учет мотивов субъекта при нарушении нормы; -учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма; -принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм; -адекватность оценки действий субъекта с точки зрения, уровень развития моральных суждений.
|
Определения сформированности регулятивных УУД
Критерии сформированности
|
Классы |
||
1кл-необходимый уровень |
2кл-необходимый (для 1 кл.- повышенный) |
3- 4кл –необходимый (для 2кл.- повышенный) |
|
Определять и формулировать цель деятельности . Составлять план действий по реше-нию проблемы (задачи). |
Учиться определять цель деятель-ности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию). |
Определять цель учебной деятельно-сти с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обна-руживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную дея-тельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. |
Осуществлять действия по реализации плана. |
Учиться работать по предло-женному плану. |
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). |
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятель-ности класса на уроке. Учиться отличать верно выполнен-ное задание от неверного. |
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
В диалоге с учителем учиться выра-батывать критерии оценки и опре-делять степень успешности выпол-нения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Повышенный уровень 3-4 класса |
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помо-щью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно с учителем. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная лите-ратура, сложные приборы, средства ИКТ). В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам. |
Уровни сформированности целеполагания.
Уровни |
Показатели сформированности
|
Поведенческие индикаторы сформированности |
1. Отсутствие цели. |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) |
Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал.
|
2. Принятие практической задачи. |
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется. |
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.
|
3. Переопределение познавательной задачи в практическую. |
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется. |
Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.
|
4. Принятие познавательной цели. |
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. |
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.
|
5. Переопределение практической задачи в теоре-тическую. |
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней. |
Новую практическую задачу объясняет, отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.
|
6. Самостоятельная постановка учебных целей. |
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы. |
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.
|
Уровни развития контроля.
Уровни |
Показатели сформированности
|
Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие контроля. |
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. |
Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.
|
2. Контроль на уровне непроизвольного внима-ния. |
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. |
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
|
3. Потенциальный контроль на уровне произ-вольного внимания. |
Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправля-ет и объясняет. |
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает.
|
4. Актуальный контроль на уровне произвольно-го внимания. |
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок. |
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям.
|
5. Потенциальный рефлексивный контроль. |
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. |
Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.
|
6. Актуальный рефлексивный контроль. |
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. |
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
|
Уровни развития оценки.
Уровни |
Показатели
|
Поведенческие индикаторы |
1. Отсутствие оценки. |
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя. |
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
|
2. Адекватная ретроспективная оценка. |
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. |
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.
|
3. Неадекватная прогностическая оценка. |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия. |
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.
|
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка. |
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий. |
Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом.
|
5. Актуально адекватная прогностическая оценка. |
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. |
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
|
Определение сформированности коммуникативных УУД
Уровень развития общения
|
Критерии оценивания
|
1.Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. |
Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
|
2.Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения. |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение.
|
3.Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
|
4.Ориентация на партнера по общению. |
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
|
5.Умение слушать собеседника. |
Учет разных мнений и умение обосновать собственное, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
|
На уровне начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия.
Критерии сформированности
|
Классы |
||
1кл-необходимый уровень |
2кл-необходимый (для 1 кл.- повышенный) |
3- 4кл –необходимый (для 2кл.- повышенный)
|
|
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. |
Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. |
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) |
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. |
Делать выводы в результате со-вместной работы всего класса. Сравнивать и группировать пред-меты. Находить закономерности в распо-ложении фигур по значению одного признака. Называть последовательность про-стых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков. Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. |
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. |
Составлять простой план небольшого текста-повествования. |
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. |
Повышенный уровень 3–4 класса |
1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) 2.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта 3.Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. 4.Составлять сложный план текста. 5.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
Сформированность логических действий отслеживается через различные формы контроля. Одним из важных познавательных УУД является уме-ние решать задачи.
Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач.
Компоненты приема |
Содержание компонентов приема |
Критерии оценки сформированности приема
|
Анализ текста задачи. |
Выделение и осмысление: - отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических, - грамматических конструкций («если…то», «после того, как…» и т.д.), - количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д. Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи ин-формации. Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.). - умение заменять термины их определениями; -умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления). Анализ условия и требования задачи. Выделение: а) объектов (предметов, процессов): - рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей, - рассмотрение количества объектов и их частей; б) величин, характеризующих каждый объект; в) характеристик величин: - однородные, разнородные, - числовые значения (данные), - известные и неизвестные данные, - изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются, - отношения между известными данными величин; выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов). |
Умение логически рассуждать. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации). Умение выделять формальную структуру задачи. Умение мыслить свернутыми структурами. |
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. |
Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. Выбрать знаково-символические средства для построения модели. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык. |
Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Умение выражать структуру задачи разными средствами. |
Установление отношений между данными и вопросом. |
Установление отношений между: - данными условия; - данными требования (вопроса); - данными условия и требованиями задачи. |
|
План решения. |
Определить способ решения задачи. Выделить содержание способа решения. Определить последовательность действий. |
|
Осуществление плана решения. |
Выполнение действий. Запись решения задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного). |
Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними. |
Проверка и оценка решения задачи. |
Составление и решение задачи, обратной данной. Установление рациональности способа: выделение всех способов решения задачи сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений; выбор наиболее оптимального способа. |
Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи. |
Компоненты и критерии оценки сформированности действия моделирования.
Компоненты приема |
Содержание компонентов |
Критерии оценки сформированности действий
|
Предварительный анализ текста задач. |
Семантический анализ текста: а) отдельных слов, терминов; б) понимание текста; в) выделение всех смысловых единиц текста; г) выделение основных единиц текста; д) выделение отношения между основными единицами текста |
Понимание текста: умение перефразировать текст; умение переформулировать текст; умение ставить вопросы к тексту. Умение выделять основные смысловые единицы текста. Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.
|
Перевод текста на знаково-символический язы. |
Обозначить символом (знаком) каждую основную единицу текста. Построить модель отношений между основными единицами текста, используя выбранные символы. |
Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов.
|
Построение модели: структуры текста; логической схемы анализа. |
Обозначить знаками (символами) последовательно каждую единицу текста. Изобразить знаками (символами) логику анализа текста. |
Умение строить схемы, графы, таблицы конкретных ситуаций, описанных в тексте (число объектов, их характеристики, тип взаимодей-ствия, особенностей отношений в ситуации совместного или изолированного действия). Умение выбирать способ представления объектов ситуации и связей между ними.
|
Работа с моделью. |
Выводить новое знание из построенной модели через: - соотнесение различных частей структуры модели; - достраивание модели на основе логического анализа текста; - видоизменение (преобразование) модели. |
Умение воссоздавать тексты и ситуации по модели (готовой или самостоятельно построенной). |
Соотнесение результатов, полученных на модели, с заданным текстом. |
Установление соответствия модели структуре текста и составляющим ее объектам. |
Умение составлять задачу, обратную заданной. Умение построить модель обратной задачи. Умение соотносить тексты и модели и выделять их различия в соответствии с изменениями текста. |
2..1. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
Продолжение образовательной программы на странице 14