Страница 13 образовательной программы
Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
|
Критерии сформированности
|
Самоопределение
|
- положительное отношение к школе;
- чувство необходимости учения;
- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- адекватное содержательное представление о школе;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
- предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
|
Самооценка
|
- широта диапазона оценок;
- обобщенность категорий оценок;
- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;
- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
|
Смыслообразование
|
- сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- сформированность социальных мотивов;
– стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- сформированность учебных мотивов;
- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
|
Нравственно-этическая ориентация
|
-ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) через взаимопомощь после уроков;
-учет ребенком объективных последствий нарушения нормы;
-учет мотивов субъекта при нарушении нормы;
-учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма;
-принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;
-адекватность оценки действий субъекта с точки зрения, уровень развития моральных суждений.
|
Определения сформированности регулятивных УУД
Критерии сформированности
|
Классы
|
1кл-необходимый уровень
|
2кл-необходимый
(для 1 кл.- повышенный)
|
3- 4кл –необходимый
(для 2кл.- повышенный)
|
Определять и формулировать цель деятельности .
Составлять план действий по реше-нию проблемы (задачи).
|
Учиться определять цель деятель-ности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
|
Определять цель учебной деятельно-сти с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обна-руживать и формулировать учебную проблему.
Учиться планировать учебную дея-тельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
|
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.
|
Осуществлять действия по реализации плана.
|
Учиться работать по предло-женному плану.
|
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
|
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
|
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
|
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятель-ности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполнен-ное задание от неверного.
|
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
|
В диалоге с учителем учиться выра-батывать критерии оценки и опре-делять степень успешности выпол-нения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
|
Повышенный уровень
3-4 класса
|
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помо-щью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно с учителем.
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная лите-ратура, сложные приборы, средства ИКТ).
В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.
|
Уровни сформированности целеполагания.
Уровни
|
Показатели сформированности
|
Поведенческие индикаторы сформированности
|
1. Отсутствие цели.
|
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)
|
Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал.
|
2. Принятие практической задачи.
|
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.
|
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.
|
3. Переопределение познавательной задачи в практическую.
|
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется.
|
Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.
|
4. Принятие познавательной цели.
|
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.
|
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.
|
5. Переопределение практической задачи в теоре-тическую.
|
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней.
|
Новую практическую задачу объясняет, отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.
|
6. Самостоятельная постановка учебных целей.
|
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы.
|
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.
|
Уровни развития контроля.
Уровни
|
Показатели сформированности
|
Дополнительный диагностический признак
|
1. Отсутствие контроля.
|
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.
|
Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.
|
2. Контроль на уровне непроизвольного внима-ния.
|
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.
|
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
|
3. Потенциальный контроль на уровне произ-вольного внимания.
|
Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправля-ет и объясняет.
|
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает.
|
4. Актуальный контроль на уровне произвольно-го внимания.
|
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.
|
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям.
|
5. Потенциальный рефлексивный контроль.
|
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
|
Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.
|
6. Актуальный рефлексивный контроль.
|
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.
|
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
|
Уровни развития оценки.
Уровни
|
Показатели
|
Поведенческие индикаторы
|
1. Отсутствие оценки.
|
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя.
|
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
|
2. Адекватная ретроспективная оценка.
|
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
|
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.
|
3. Неадекватная прогностическая оценка.
|
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия.
|
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.
|
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка.
|
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий.
|
Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом.
|
5. Актуально адекватная прогностическая оценка.
|
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.
|
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
|
Определение сформированности коммуникативных УУД
Уровень развития общения
|
Критерии оценивания
|
1.Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
|
Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
|
2.Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
|
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение.
|
3.Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
|
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
|
4.Ориентация на партнера по общению.
|
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
|
5.Умение слушать собеседника.
|
Учет разных мнений и умение обосновать собственное, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
|
На уровне начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия.
Критерии сформированности
|
Классы
|
1кл-необходимый уровень
|
2кл-необходимый
(для 1 кл.- повышенный)
|
3- 4кл –необходимый
(для 2кл.- повышенный)
|
Извлекать информацию.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.
Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
|
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
|
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
|
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
|
Делать выводы в результате со-вместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать пред-меты.
Находить закономерности в распо-ложении фигур по значению одного признака.
Называть последовательность про-стых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.
|
Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.
Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
|
Сравнивать и группировать факты и явления.
Относить объекты к известным понятиям.
Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.
Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.
Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.
|
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
|
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
|
Составлять простой план небольшого текста-повествования.
|
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
|
Повышенный уровень
3–4 класса
|
1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)
2.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта
3.Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
4.Составлять сложный план текста.
5.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
|
Сформированность логических действий отслеживается через различные формы контроля. Одним из важных познавательных УУД является уме-ние решать задачи.
Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач.
Компоненты приема
|
Содержание компонентов приема
|
Критерии оценки сформированности приема
|
Анализ текста задачи.
|
Выделение и осмысление:
- отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических,
- грамматических конструкций («если…то», «после того, как…» и т.д.),
- количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д. Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи ин-формации. Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).
- умение заменять термины их определениями;
-умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления).
Анализ условия и требования задачи.
Выделение:
а) объектов (предметов, процессов):
- рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,
- рассмотрение количества объектов и их частей;
б) величин, характеризующих каждый объект;
в) характеристик величин:
- однородные, разнородные,
- числовые значения (данные),
- известные и неизвестные данные,
- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,
- отношения между известными данными величин;
выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).
|
Умение логически рассуждать.
Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами.
Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).
Умение выделять формальную структуру задачи.
Умение мыслить свернутыми структурами.
|
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
|
Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
Выбрать знаково-символические средства для построения модели.
Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык.
|
Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Умение выражать структуру задачи разными средствами.
|
Установление отношений между данными и вопросом.
|
Установление отношений между:
- данными условия;
- данными требования (вопроса);
- данными условия и требованиями задачи.
|
|
План решения.
|
Определить способ решения задачи.
Выделить содержание способа решения.
Определить последовательность действий.
|
|
Осуществление плана решения.
|
Выполнение действий.
Запись решения задачи.
Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного).
|
Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними.
|
Проверка и оценка решения задачи.
|
Составление и решение задачи, обратной данной.
Установление рациональности способа:
выделение всех способов решения задачи сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений;
выбор наиболее оптимального способа.
|
Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи.
Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
|
Компоненты и критерии оценки сформированности действия моделирования.
Компоненты приема
|
Содержание компонентов
|
Критерии оценки сформированности действий
|
Предварительный анализ текста задач.
|
Семантический анализ текста:
а) отдельных слов, терминов;
б) понимание текста;
в) выделение всех смысловых единиц текста;
г) выделение основных единиц текста;
д) выделение отношения между основными единицами текста
|
Понимание текста:
умение перефразировать текст;
умение переформулировать текст;
умение ставить вопросы к тексту.
Умение выделять основные смысловые единицы текста.
Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.
|
Перевод текста на знаково-символический язы.
|
Обозначить символом (знаком) каждую основную единицу текста.
Построить модель отношений между основными единицами текста, используя выбранные символы.
|
Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов.
|
Построение модели:
структуры текста;
логической схемы анализа.
|
Обозначить знаками (символами) последовательно каждую единицу текста.
Изобразить знаками (символами) логику анализа текста.
|
Умение строить схемы, графы, таблицы конкретных ситуаций, описанных в тексте (число объектов, их характеристики, тип взаимодей-ствия, особенностей отношений в ситуации совместного или изолированного действия).
Умение выбирать способ представления объектов ситуации и связей между ними.
|
Работа с моделью.
|
Выводить новое знание из построенной модели через:
- соотнесение различных частей структуры модели;
- достраивание модели на основе логического анализа текста;
- видоизменение (преобразование) модели.
|
Умение воссоздавать тексты и ситуации по модели (готовой или самостоятельно построенной).
|
Соотнесение результатов, полученных на модели, с заданным текстом.
|
Установление соответствия модели структуре текста и составляющим ее объектам.
|
Умение составлять задачу, обратную заданной.
Умение построить модель обратной задачи.
Умение соотносить тексты и модели и выделять их различия в соответствии с изменениями текста.
|
2..1. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
Продолжение образовательной программы на странице 14
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|