II. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение ра-циональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Физическая активность учащихся организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
- уроков физической культуры, на которые ложится основная ответственность за восполнение двигательной активности обучающихся;
- внеурочной деятельности (спортивные секции, спортивные праздники, соревнования по разным видам спорта, «Дни здоровья», спортивные викторины, теоретические занятия, беседы, «Спортивные игры»).
Формы организации деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Место проведения |
Время проведения |
Форма организации |
Образовательная организация МОУ Воликодворская НОШ |
Первая половина учебного дня |
Во время учебного процесса: 1) подвижные перемены; 2) физкультминутки (энерги-заторы): - дыхательная гимнастика; - локальная гимнастика для различных частей тела; 3) элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла. |
Образовательная организация МОУ Великодворская НОШ |
Вторая половина учебного дня |
Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, , физкультурные праздники |
Семья |
Вторая половина учебного дня. Выходные. |
Прогулки совместно со взрослыми или самостоятель-ная двигательная деятель-ность. |
Учреждения дополнительного образования. |
Вторая половина учебного дня. Выходные. |
Детские спортивные секции. |
III. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укре-пления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний.
Задачи:
- актуализировать способности, обеспечивающие информационное взаимодействие по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как учителей и медицинских работников со школьниками и родителями, так и внутри школьного коллек-тива;
- обучить педагогов и родителей организационным, методическим и дидактическим основам внедрения требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ с позиции формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного об-раза жизни и соответствующих поведенческих стереотипов;
- ознакомить педагогов и родителей со структурой и алгоритмом создания индивиду-альных систем здоровьеформирующей деятельности обучающихся;
- обучить педагогов и родителей проведению анализа эффективности индивидуальной здоровьеформирующей деятельности обучающихся.
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопро-сам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года (классные руководители составляют социальный паспорт класса);
- коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
- проведение родительских собраний, соответствующих лекций, семинаров, круглых столов (тематика по проблемам сохранения здоровья детей с участием работников школы, с приглашением специалистов по здоровьесбережению; разработка анкет (сбор информа-ции о формах организации здоровьесберегающего семейного досуга)) (приложение);
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведе-нию оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, занятий по профилакти-ке вредных привычек.
2.4.5. Модель организации работы школы по формированию обучающихся экологи ческой культуры, здорового и безопасного образа жизни
Модель организации работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся при получении начального общего образования разработана на основе анализа имеющейся образовательной среды и учитывает сложив-шиеся традиции школы в воспитании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и высоких нравственных устоев и называется «Экология,здоровье,безопасность жизни».
При выборе типа модели нами была учтена выстроенная структура здоровьесбере-гающей среды, обеспечивающая эффективную работу педагогического коллектива, роди-тельского комитета и взаимодействия с социумом.
Данная модель соответствует методологии системно-деятельностного подхода. В рамках этой общей модели используются следующие организационные модели:
- организационная модель физкультурно-спортивной работы;
- модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения;
- модель организации работы по формированию здорового и безопасного об-раза жизни и профилактике употребления психоактивных веществ;
- модель организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данные модели предусматривают систему управления работой, функционал отдельных её звеньев, их взаимодействие, сочетание малых и больших, индивидуальных и массовых форм работы, связи с родительской общественностью, дополнительным образованием, мониторинг результатов; обновление содержания, методов и форм работы; может вклю-чать опытно-экспериментальную деятельность.
Организационная модель физкультурно-спортивной работы реализуется через такие фор-мы работы, как уроки, школьные спортивные секции, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования; предполагает охват учащихся различными видами деятельности через включение их в занятия подвижными играми, баскетболом, волейболом, пионерболом, беговыми упражнениями, прыжками, метанием мяча.
Модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения реа-лизуется через урочную и внеурочную деятельность: урок-экскурсия, урок-путешествие, викторины, проведение недели экологии, экологические праздники, прогулки. Виды дея-тельности: беседы, решение экологических задач, моделирование экологических ситуа-ций, проектная деятельность.
Модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактике психоактивных веществ на уроках реализуется через проведение физкульт-минуток, соблюдение режима труда и отдыха, применение здоровьесберерегающих тех-нологий, соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм. Во внеурочной дея-тельности организуются подвижные игры во время перемен, дни здоровья, недели здоро-вого образа жизни, тематические беседы, выпуск газет, организация встреч с медицин-ским работником, беседы с родителями о соблюдении режима дня школьников.
Организационная модель по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма реализуется через встречи с инспекторами дорожного движения, беседы, праздники,, оформление информационных стендов, выпуск стенгазет, проведение конкурсов рисунков.
Формы (методы):
- анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и учителей, мониторинговое обследование функциональной готовности (уровень физического развития и физической подготовленности) учащихся к условиям образовательной среды и освоению ООП (со-держанию).
- мониторинг гигиенических условий реализации основной образовательной про-граммы начального общего образования:
- требований к водоснабжению и канализации;
- требований к естественному, искусственному освещению и инсоляции;
- требований к расстановке мебели, организации учебного места и учебным доскам;
- требований к организации учебной деятельности;
- требования к учебным и книжным изданиям, компьютерным средствам обу-чения;
- требования к организации питания;
- требований к организации медицинского обеспечения.
- педагогические советы, советы школы, методические совещания с социальными партнерами школы, социологические опросы по проблемам необходимости и организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
- прогнозирование и планирование вариантов дальнейшего совершенствования разви-тия здоровьеформирующей образовательной деятельности;
- распространение накопленного опыта формирования культуры здорового и безопас-ного образа жизни школьников.
- мониторинг качества формирования у педагогов и родителей культуры здорового и безопасного образа жизни;
- дополнительное профессиональное образование в области здоровьесбережения (мето-дические семинары, индивидуальные консультации администрации школы, медицинских работников, методистов, обмен опытом с другими школами, цикловое обучение на базе вузов, дистанционное обучение, самообразование).
Планируемые результаты по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни
В программе определены планируемые результаты деятельности участников образова-тельной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопас-ного образа жизни, разработанные по каждому году обучения в соответствии с моделью организации работы школы в данном направлении.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию в сфере здоровья и безо-пасности;
- сформированность мотивации к познанию закономерностей формирования и со-хранения здоровья человека;
- сформированность представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- наличие ценностно-смысловых установок на здоровый и безопасный образ жизни;
- активная позиция в отношении сохранения собственного здоровья и здоровья ок-ружающих;
- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчи-вости в достижении результата;
- внутренняя позиция при самостоятельном выборе стиля поведения в повседневной
и экстремальной ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов универсаль-ные способы деятельности (познавательные, регулятивные и коммуникативные), позволяющие сохранять здоровье в процессе обучения и других видах деятельно-сти;
- усвоенные межпредметные понятия, формирующие целостное представление о че-ловеке, его здоровье, культуре здорового и безопасного образа жизни, экологиче-
ской культуре, нормах поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление фи-зического, психологического и социального здоровья обучающихся, как фактора, способствующего развитию ребенка и достижению планируемых результатов об-щего образования.
ПРЕДМЕТНЫЕ
- опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания в области экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также система основополагающих элементов научного знания в сфере здоровья и безопасности, лежащая в основе современной научной картины мира;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развиваю-щемся мире на основе наблюдений в природе, постановки опытов и т.д.;
- овладение основами грамотного поведения в природе и социуме, правил безопасного образа жизни;
- овладение навыками проведения наблюдений и постановки простейших опытов, ис-пользования оборудования и измерительных приборов, выполнения инструкций и правил техники безопасности;
- использование знаний о строении и функционировании организма человека для со-хранения и укрепления своего здоровья.
2.4.6.Критерии и показатели результативности реализации программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Критерий |
Показатели |
Высокий уровень оценки деятельности обра-зовательной организации по формированию здорового и безопасного образа жизни обу-чающихся. |
Удовлетворенность здоровьесберегающей дея-тельностью образовательной организации от-дельных категорий респондентов (педагогов, родителей, обучающихся) |
Отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) . |
Наличие предписаний органов контроля и над-зора; Наличие обоснованных жалоб родителей (за-конных представителей). Результаты контрольно-аналитической деятель-ности органов управления образованием по обеспечению здоровьесберегающего сопровож-дения. |
Повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу. |
Физическое здоровье: - определение коэффициента заболеваемости обучающихся; - динамика распределения учащихся по группам здоровья; - динамика состояния зрительных заболеваний; - определение количества хронической за-болеваемости; - наличие случаев травматизма (в том числе дорожно - транспортного), возникновения пожара в следствии неосторожного обращения с огнем; - динамика развития физических качеств (сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость).
Психологическое здоровье: - уровень школьной тревожности; - уровень микроклимата в детском коллективе; - уровень адаптации первоклассников к школе; - уровень развития высших психических функций.
Социальное здоровье: - исследование мотивации достижений; - активная социальная позиция; - наличие дивиантного поведения у обу-чающихся. |
Повышение компетентности субъектов обра-зовательной деятельности в вопросах сохра-нения и укрепления здоровья, культуры и в вопросах сохранения и укрепления здоровья. |
Уровень здоровьесберегающей компетентности педагога: - степень участия родителей (законных пред-ставителей в мероприятиях по повышению их педагогической культуры в вопросах сохране-ния и укрепления здоровья, воспитания экологической культуры обучающихся). |
Овладение обучающимися умениями: - следовать социальным установкам экологически-культурного здоровьесберегающего, безопасного поведения, самостоятельно планировать его; - сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым.
|
Наличие экологических знаний. Уровень культуры безопасного поведения школьников. Уровень представлений о ценности здоровья. Активность в мероприятиях по пропаганде цен-ностей здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. |
Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации Программы учащихся оцениваются:
- через анкетирование родителей и обучающихся;
- через психологические тестирования: в 1-ых классах – адаптация к школе, 2-4 классы – учебная мотивация, 4-ые классы – готовность к переходу в среднюю школу; выявление уровня тревожности, определение уровня работоспособности, внимания;
- в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня обу-ченности, динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.
2.5.Программа коррекционной работы
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья».
В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способ-ствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по УМК «Школа России» включены в учебники, рабочие тетради.
Цель работы: создание системы комплексной помощи детям с ограниченнымивозможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального
общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи коррекционной работы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка:
принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность:
принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный под-ход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.
Непрерывность:
принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерыв-ность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность:
принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи:
принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми об-разования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образователь-ные организации (классы, группы).
Основные направления коррекционной деятельности школы
№п/п |
Направление коррекционной деятельности |
Сроки |
1. |
Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов |
декабрь, май |
2. |
Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по обсуждению путей коррекции выяв-ленных трудностей обучения. |
декабрь, май |
3. |
Разработка программ помощи детям ограниченными возможностями здоровья и физического развития; анализ успешности их реализации. |
в течение года |
4. |
Мониторинг динамики развития детей с ОВЗ |
в течение года |
5. |
Проведение мероприятий с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании. |
в течение года |
6 |
Работа по повышению квалификации педагогического коллектива с учетом особенностей контингента обу-чающихся Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам обучения детей с особыми образовательными возможностями (в учреждениях послевузовской подготовки). |
в течение года |
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
|
Урочные мероприятия |
Внеурочные мероприятия |
Внешкольные мероприятия |
Задачи мероприятий |
•Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. • Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. |
||
Содержание коррекционных мероприятий |
•Совершенствование движений и сенсомоторного развития. •Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. • Развитие различных видов мышления. • Развитие основных мыслительных операций. |
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. •Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. • Развитие различных видов мышления. •Развитие речи, овладение техникой речи. •Коррекция отдельных сторон психической деятельности. |
•Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. •Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. • Развитие различных видов мышле-ния. • Развитие речи, овладение техникой речи. |
Формы работы |
• Игровые ситуации, упражнения, задачи, коррекционные приёмы и методы обучения. •Элементы изотворчества, сказкотерапии. • Психогимнастика. • Валеопаузы, минуты отдыха. • Индивидуальная работа. •Контроль межличностных взаимоотношений. • Дополнительные задания и помощь учителя. |
•Внеклассные занятия. •Кружки и спортивные секции. • Индивидуально ориентированные занятия. • Часы общения. •Культурно-массовые мероприятия. •Родительские собрания. • Индивидуальная работа. •Школьные праздники. • Экскурсии. • Речевые и ролевые игры. • Уроки доброты. •Коррекционные занятия по формированию навыков игровой и комму-никативной деятельности, по формированию социально-коммуникативных навыков общения, по коррекции речевого развития, по развитию мелкой моторики, по развитию общей моторики, по социально-бытовому обучению, по физическому развитию и укреплению здоровья. |
•Консультации специалистов. •Посещение учреждений дополнительного образования (творческие кружки, спортивные секции). •Занятия в центрах диагностики, реабилитации и коррекции. •Семейные праздники, традиции. •Поездки, путешествия, походы, экскурсии. • Общение с родственниками. • Общение с друзьями. • Прогулки. |
Диагностическая направленность |
Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя, оценка зоны ближайшего развития ребёнка. |
Обследования специалистами школы (психолог, медработник). |
Медицинское обследование, заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). |
Коррекционная направленность |
Использование специальных программ. Стимуляция активной деятельности самого учащегося. |
Организация часов общения, коррекционных занятий, ориентированных занятий; Занятия со специалистами. Соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание, прогулки |
Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, сказкотерапия, изотворчество, психогимнастика, занятия, общее развитие ребёнка, его кругозора, речи, эмоций и т.д. |
Профилактическая направленность |
Систематические минуты отдыха, смена режима труда и отдыха. Сообщение учащемуся важных объективных сведений об окружающем мире, предупреждение негативных тенденций развития личности. |
Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигатель-ную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами. |
Социализация и интеграция в общество ребёнка. Стимуляция общения ребёнка. Чтение ребёнку книг. Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу или формирование через занятия его интересов. Проявление родительской любви и родительских чувств, заинтересо-ванность родителей в делах ребёнка. |
Развивающая направленность |
Использование учителем элементов коррекционыых технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно - развивающего обучения. |
Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия со специалистами, соблюдение режима дня |
Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам и.т..д.) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п. |
Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия |
Основной учитель, учителя-предметники |
Педагоги (основной учитель, учитель музыки, учитель физической культуры, и т.д.), воспитатель группы продлённого дня, психолог, школьные работники, медицинский работник. |
Родители, семья, специалисты (психолог, и др.), медицинские работники |
Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ
№ |
Особенность ребёнка (диагноз) |
Характерные особенности развития детей |
Условия обучения и воспитани |
1. |
Дети с отклонениями в психической сфере (состоящие на учёте у психоневролога, психиатра, психопатолога и др.) |
- повышенная раздражительность; - двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью; - проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях; - социальная дезадаптация. Проявления невропатии у детей: - повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам и бес-покойствам; - нервная ослабленность в виде общей невыносливости, быстрой утомляемости при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете; - нарушение сна, уменьшенная потребность в дневном сне; - вегетососудистая дистония (головные боли, ложный круп, бронхиальная астма, повышенная потливость, озноб, сердцебиение); - соматическая ослабленность (ОРЗ, тонзиллиты, бронхиты и т.п.); - диатезы; - психомоторные, конституционально обусловленные нарушения (энурез, тики, заикания и др.) |
1.Продолжительность коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. 2. В группу можно объединять по 3–4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвоении школьной программы или со сходными затруднениями в учебной деятельности. 3. Учёт возможностей ребёнка при организации коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. 4. Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. 5. Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может получить хорошую оценку на уроке. 6. Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений ребёнка |
2. |
Дети с нарушениями речи |
- речевое развитие не соответствует возрасту говорящего; - речевые ошибки не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; - нарушения речи связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; - нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; - речевое развитие требует определённого логопедического воздействия; - нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка.
|
1. Обязательная работа с логопедом. 2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства. 3.Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата). 4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса. 5. Сотрудничество с родителями ребёнка (контроль за речью дома). 6. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов). 7.Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению. 8.Стимулирование активности ребёнка в исправлении речевых ошибок. |
|
Продолжение образовательной программы на странице 23